Смешанный с водой грунт образует грязевую смесь. Такая смесь из глины – самая неприятная для велосипедиста, вещь. Она пристает к ободным тормозам и покрышкам. И далеко на циклокроссовом или шоссейном велобайке с таким налипанием грязи, не заедешь. Впрочем, единственное, что успокаивает на таком неприятном треке – переключатели скорости, которые могут спасти положение, но не только. О шести правилах уверенной езды, даже с налипшим слоем грязи – прямо сейчас.
1. Правильный выбор скорости. Заезд на новый участок с размокшим грунтом лучше делать на скорости, которая поможет отконтролировать движение велосипеда. Если смесь водянистая, что заметно по верхнему слою влаги, следует опасаться ухода переднего колеса. Особенно четко проявляется это на большой скорости. Такое действие может привести к падению. Если участок с размокшим грунтом относительно небольшой, его пересекать стоит только на инерции, не придавая байку дополнительной энергии. Впрочем, тормозить также не стоит, поскольку это может закончиться соскальзыванием и падением.
2. Держим баланс. Это не так и просто, но в принципе научиться этому можно самостоятельно. Вес необходимо рассредоточить по конструкции. Это можно сделать расслаблением мышц и группировкой тела, без перенапряжения. Если колеса велосипеда катятся по воде или размокшему грунту, следует помнить, что под водянистой или грязевой поверхностью может прятаться камень или другое препятствие. Поэтому следует быстро реагировать на опасность. В этой ситуации важно сместить нагрузку немного назад, высвобождая переднюю часть байка, чтобы заднее колесо не буксовало и обеспечило безопасный проезд дальше.
3. Просмотр дороги. Важно постоянно визуально контролировать просвет дороги, по которой едет байк. До подъезда к участку, где есть сплошной слой грязи, следует продумать то, какой путь будет к нормальному твердому покрытию и ехать к нему. Смотреть под ноги и упираться взглядом в слои грязи нет смысла. Наоборот, следует быстро оценивать дорожную ситуацию, включая всевозможные препятствия – корни от дерева, колею, оставленную тяжелым колесным транспортом, гряды камней. Важно не упустить инициативу и двигаться динамично, учитывая проблемные участки местности.
4. Стабильный каденс. Хорошо, когда есть навык равномерного распределения силы и возможность дотягивать нужный каденс более-менее постоянно. Это, конечно же, дает тренировка, поскольку такое действие должно быть на уровне рефлекса. Не лучший вариант усиливать тягу, вставанием на педали. Как только чувствуется засасывание грязевой смесью, следует сбавить скорость и, не прекращая усилия двигаться вперед.
Даже на минимальной скорости, байк поедет дальше, не погружаясь в размокший грунт. Контактные педали в этом случае вряд ли пригодятся.
5. Управление рулем. Здесь правило простое – крутим рулем, чтобы удержать курс и не забываем, что переднее колесо будет постоянно уходить в сторону. Поэтому сохраняем каденс и контролируем направление.
6. Разная ширина шин – разная проходимость по грязи. Если размокший грунт жидкий, скользкий, лучше использовать узкие шины. Такой профиль буквально рассекает грязь, доходя до ее твердой основы. Наоборот – широкая шина будет неуверенно скользить по поверхности. Если поверхность сыпучая, тогда широкая шина уверенно проходит по ней, не закапываясь, как узкая и тонкая. Здесь очень нагляден пример фэтбайков, которые имеют колеса большой ширины, но с низким давлением. Они отлично справляются с гравием, снегом или песком на дороге.