Не секрет, что передний амортизатор – вилка, это одна из главных составляющих комфортного катания на высокой скорости и по пересеченной местности, например в стиле кросс-кантри. Для того, чтобы уверенно и безопасно чувствовать себя при езде по бездорожью или в гористой местности с множеством спусков и подъемов, нужна не просто хорошая, а качественная и надежная амортизация, в противном случае может пострадать и сам велосипед и его владелец. Поэтому, в основном вилки устанавливают именно на горные модели велосипедов и на велосипеды, предназначенные для агрессивной езды, и гораздо реже на туристические.
Как работает амортизационная вилка?
Начнем с того, что по-научному амортизация – это процесс нейтрализации колебаний и гашения толчков и ударов подвижных частей механизма. Собственно, это и требуется при экстремальной езде. Эффект амортизации передней вилки достигается за счет особенностей механизма ее строения.
Вилка состоит из:
- Ноги
- Штанов
- Пружины
- Демпфера
- Рычагов настройки
Именно за счет сжатия пружины происходит амортизация, то есть смягчение от ударов. При этом вилка рассчитана только на определенный вес от нагрузки, что стоит учитывать при ее выборе, ведь она отвечает еще и за жесткость. А вот, демпфер – это механизм, который обеспечивает плавное и равномерное сжатие и разжимание пружины, что очень важно для того, чтоб велосипед мягко преодолевал любые препятствия. Демпфер имеет собственные настройки, которые позволяют регулировать скорость его срабатывания, а в случае необходимости можно вовсе отключить данный механизм для увеличения скорости, там, где амортизация практически не нужна.
За счет возможностей таких механизмов, езда по пересеченной местности, в горах и на других сложных участках становится более маневриной и безопасной. Снижается риск получить травму от ударов по велосипеду. Амортизационная вилка принимает на себя последствия препятствий, толчки и неровности, и тем самым как бы «выравнивает» дорогу.
Теперь подробнее остановимся на том, какие бывают вилки.
Типы велосипедных вилок и их характеристики
Амортизационные вилки различаются в зависимости от механизмов их работы и бывают:
- Пружинные
- Пружинно-эластомерные
Это самые простейшие вилки, обладающие наименьшей амортизацией, в отличие от других видов. Принцип работы подобных вилок основан на том, что пружина сжимается в момент нагрузки, а отскакивает в любой момент, а не когда это требуется велосипедисту. Такие вилки практически не чувствительны к мелким преградам, например в виде камней, а соответственно и не подавляют вибрации при езде по каменистой дороге. Эластомер – это резинка, подобная школьному ластику, которая смягчает обратный отскок пружины, но не настолько эффективно, чтобы езда стала абсолютно комфортной.
Пружинно-эластомерные вилки уже при температуре минус 5 градусов становятся практически каменными и не справляются со своей задачей, но, тем не менее, они вполне подходят для прогулочного катания по городу. Срок службы таких вилок не более 2 лет.
Такими вилками укомплектованы все велосипеды низкой и средней ценовой категории, но езда на велосипеде с такой вилкой не сильно отличается от катания с ригидной вилкой. *Ригидная вилка - это вилка, не оснащенная механизмом амортизации. Поэтому, для более экстремальной и отчасти опасной езды наиболее подходит следующий тип вилок.
Амортизаторы пружинного типа являются самыми доступными по цене и просты в обслуживании, но не обладают никакими настройками и быстро приходя в негодность.
Воздушно-масляные
Такие вилки специально предназначены для езды на большие дистанции, а не для неспешных велопрогулок. Воздушно-масляные вилки изготавливаются из очень качественного металла, что увеличивает их стоимость, но одновременно и повышает технические характеристики.
В основе таких вилок лежит более сложная технология, амортизация происходит сразу за счет нескольких пружин и картриджа с маслом:
- Металлическая пружина
- Воздушная пружина со сжатым воздухом
Воздух подобно пружине сжимается под давлением и возвращается на место, как только давление прекращается. Именно этот процесс обеспечивает наиболее мягкую амортизацию даже на сложных участках дороги.
Практически во всех современных вилках используется именно такие воздушные камеры с высоким давлением, при этом жесткость вилки можно регулировать количеством воздуха в камере, который подается в нее с помощью насоса. Это очень удобно, особенно если одним велосипедом пользуются несколько человек с разным весом.
Демпфер в такой вилке представляет собой масляную камеру с поршнем, при ударах это масла поднимается вверх, а после возвращается обратно в камеру. От скорости перетекания этого масла и зависит скорость срабатывания пружины. И эту функцию тоже можно регулировать с помощью специального поршня на вилке. Такие вилки с возможностью регулировки созданы для того, чтобы настроить вилку под определенные условия катания.
Какая велосипедная вилка лучше?
Отвечая на вопрос, какая вилка лучше, нужно понимать, что ее выбор целиком и полностью зависит от условий езды. Так для экстремального катания естественно подойдет только воздушно-масляная вилка с возможность регулировки ее жесткости для обеспечения максимального комфорта на определенных участках дороги и на большой скорости. Но и обойдется такая вилка гораздо дороже, чем пружинный вариант, но в данном случае не стоит экономить на комфорте и своей безопасности.