Они обычно производятся из двух материалов – резины и компаунда. Рассмотрим подробнее.
Материал «Компаунд» имеет в своем составе мономеры, полимеры и резину. Производители не раскрывают своих секретов, поэтому точное соотношение составов неизвестно.
В состав компаунда входят следующие элементы:
каучук (синтетический или натуральный) – минимально 40%;
сажа или кремний (в качестве наполнителя);
жиры и масла (для смягчения);
добавки, препятствующие старению;
сера для улучшения вулканизации;
красители и пигменты;
оксид цинка для ускорения вулканизации.
Доля добавок и пропорций составляет от 15 до 30% от общего состава. Производить материал не так дорого, как использовать резину, сделанную из синтетического каучука. В связи с этим компаунд активно берут для производства шин для велосипедов. Одна из основных характеристик покрышек, сделанных из компаунда – жесткость. В свою очередь этот показатель положительно отображается на сцеплении с дорогой, накате колеса, долговечности покрышки.
Жесткость: как и чем измеряется
Чтобы измерить жесткость в велосипедных покрышках необходим твердомер или дюрометр. Второй прибор более понятен и прост в эксплуатации – материал мягче, если «игла» прибора входит в него глубоко. Материал мягче, соответственно, показания на приборе меньше.
Показатель обозначается двузначным числом и буквой «а». Если цифра увеличивается, значит, мы имеем дело с более твердым материалом.
Понятное дело, что такого прибора нет у людей, которые просто любят прокатиться на велосипеде и относятся к велоспорту как активному времяпровождению. Если вы обычный пользователь, вы тоже сможете определить жесткость шин без использования дюрометра. Так вам нужно обратить внимание на шипы, расположенные на протекторе – если шипы хорошо вдавливаются при нажатии, значит в составе используется мягкий материал. Если же шипы не вдавились, значить в производстве использовался жесткий компаунд.
Существует еще один альтернативный способ проверки. Так можно взяться за «усик» и потянуть. Обычно он растягивается хотя бы в 2 раза. Если в производстве использовалась качественная резина, «усик» увеличивается и в 4 раза в длину.
Чтобы понять, сделана ли покрышка из компаунда или из резины, необязательны подручные средства. Как вариант, вы сможете приложить сухой палец к шине и провести по ней, приложив усилие. Если в составе настоящая резина, вы почувствуете, что она «тянется». Если же в составе компаунд, он не будет тянуться вовсе.
Цена покрышек из компаунда и резины практически одинакова. Но характеристики шины, сделанной из компаунда, в разы лучше и выше. Цифры, подтверждающие уровень жесткости, отображаются на покрышке. Но это делают не все производители. Также о показателе можно узнать на сайте или посмотреть на фирменной упаковке.
Учитывая то, что именно входит в состав компаунда, покрышки могут иметь разные свойства. Так сликовая шина, произведенная из самого мягкого компаунда, движется по ровной и гладкой поверхности хуже, нежели та, которая имеет высокие показатели жесткости и зубастый протектор.
Фирмы, которые выпускают шины, используют разные материалы. Но все они учитывают следующее – покрышка, сделанная из мягкого компаунда, имеет хорошее сцепление с дорогой, но быстро изнашивается.
Покрышки: соответствие значений и описаний
40а – в производстве использовался «липкий» и очень мягкий компаунд;
42а – тоже мягкий и «липкий», но немного тверже, чем предыдущий;
57а/62а – с его помощью получается покрышка, которая не боится износа и хорошо «цепляется» за дорожное полотно;
60а – речь о материале с универсальной жесткостью, имеющим средние показатели;
62а – обладает хорошим накатом и считается жестким компаундом;
70а – материал имеет высокие показатели износоустойчивости и жесткости; гарантирует высочайшую устойчивость к износам и низкое сопротивление качения;
80а – супер жёсткий материал, который берут только для производства покрышек по специальному заказу.
Преимуществом мягкого компаунда в сочетании с минимальными показателями жесткости является гарантия максимального сцепления с дорожным полотном. Согласитесь, что это важно в тех случаях, когда велосипедист спускается по экстремальной трассе на высокой скорости. Наличие покрышек способствует тому, что спортсмен сможет быстро остановиться и при этом не соскользнуть с трассы на повороте. Еще один плюс в «прилипании» к неровной дороге.
Как и везде, в использовании мягкого компаунда есть и недостатки. Среди них:
отвратительный накат на ровной дороге – кажется, что покрышки в буквальном смысле прилипают к трассе;
быстрое изнашивание – особенно на задних колесах, которые подвергаются более сильным нагрузкам;
состояние «пластмассовости» при отрицательной температуре.
В заключение отметим, что покрышки из самого мягкого и липкого компаунда предназначены для езды по пересеченной местности на высокой скорости.
Перейдет к шинам, жесткость которых соответствует маркировке 57а и 60а. Они уже более защищены от износа и идеально подходят не только для спуска по крутым трассам, но и для другого экстремального катания. Обычно велосипедисты ставят шины 57а впереди, и 60а сзади. Так задние покрышки стираются не очень быстро. Другими словами, эти шины являются универсальным вариантом, актуальным для разных типов экстремального велоспорта.
Покрышки с маркировкой 62а и 70а обеспечивают отменный накат и имеют высокие показатели износостойкости. Их активно берут для гонок по лесу и местности, где много скоростных участков, подъемов и спусков. Рекомендуем взять шины 70а для катания по асфальту, и тогда вам не придется часто менять их.
Шины с составными компаундами
Производители шин постоянно работают над тем, чтобы повысить качество продукции и улучшить ее. Так чтобы добиться потрясающего результата стали производить покрышки с многосоставными компаундами.
Есть двойной компаунд и в покрышках, сделанных из такого материала, центральная часть протектора жесткая, и боковые части мягкие. Остановитесь на такой шине, если вам нужен хороший накат и устойчивость на повороте.
Есть и трехслойный компаунд. В этом случае производители делают жесткую основу или подложки, а боковины и протектор получаются мягкими.
TPI в покрышках: что это?
Говоря о характеристиках покрышек для велосипедов, нельзя не отметить и TPI. Термин расшифровывается как плотность плетения каркаса шины. Каркас придает покрышке форму. Он сплетается из синтетических или нейлоновых нитей и плотность плетения как раз определяет показатель.
Обычно параметры указываются производителями непосредственно на покрышке – вы увидите две или три цифры рядом с аббревиатурой TPI. Сокращение используется во всех странах мира.
Вес и стоимость покрышки зависят от того, какой показатель TPI указан на ее поверхности.
Чем выше показатель, тем плотнее переплетаются нити в каркасе. В то же самое время на боковинах наблюдается меньше резины, соответственно, покрышка легче. Так как плетение – длительный процесс, требующий большего количество нитей, то становится понятно, что такая покрышка стоит дороже.
Если показатель ниже, это значит, что в каркасе используется меньшее количество нитей и большое резины. Изделие тяжелое, но бюджетное.
Поговорим об исключении из правил. Покрышки, рассчитанные на экстремальные поездки, имеют высокие показатели. Но в них много резины и плотный каркас. В этом случае вес не важен, ведь в приоритете безопасность.
Skinwall&Gumwall
Принимая во внимание параметр TPI, выделяют два вида покрышек для велосипедов (скинвол и гумвол). Пришло время рассмотреть подробнее и их.
Покрышки Скинвол – те изделия, которые имеют высокие показатели TPI. Как правило, в этом случае минимальный показатель составляет 44, но чаще превышает его в разы. В составе покрышек такого типа минимальный объем резины. Зачастую борта покрываются тонкой пленкой, соответственно, на боках заметно плетение нитей. Что касается корда, в них он практически всегда кевларовый. Покрышки Скинвол являются дорогостоящими и высокотехнологичными.
В покрышках типа Скинвол используется бортировочный трос, сделанный из арамидных нитей или кевлара. Бывает, что ряд производителей изготавливает его из стали, что является не совсем целесообразно. Все дело в том, что такой трос имеет больший вес, нежели кевларовый, а скинвольные шины ценят как раз за минимальные показатели веса.
Покрышки, оснащенные бортировочным тросом и кевларовым кордом, называются складными или фолдинговыми. Такое название они приобрели потому, что их получается складывать – они приобретают компактный размер, их удобно хранить или перевозить. Практика показывает, что подобные шины для велосипедов часто размещают в велосипедных сумках, что очень удобно в походах. Они не занимают много места, легки для смены места и удобны в использовании. При этом долго выполняют свою основную функцию и не изнашиваются.
Перейдем ко второй разновидности – покрышкам Гумвол. Речь идет о велосипедных шинах, показатель TPI которых не превышает отметку в 40. Такие шины состоят из резины, и на их боках нет следов плетения нитей корда. Изделия имеют большой вес, но мало стоят. Доступная цена – не означает низкое качество. Это говорит только о том, что на них стальной бортировочный трос.
TPI: как влияет на выбор покрышки?
Если принимать во внимание стоимость, вес, антипрокольность и искать компромисс, то лучше всего выбирать среди покрышек, TPI значение которых варьируется между 50 и 60. Такие варианты являются универсальными и подходят любителям городских поездок на велосипеде.
Тонкие борта, которыми оснащают скинвольные шины, легче изнашиваются, так как при качении постоянно деформируются. Средняя продолжительность использования покрышки типа скинвол на 1000 км меньше, нежели у покрышки типа гумвол.
Если же вы используете велосипед для того, чтобы добраться на работу, прокатиться по городу или провести активно время с целью физических нагрузок, тогда вам не обязательно выбирать покрышки только по весу. Для повседневного пользования подходят гумвольные шины, оснащенные толстым резиновым слоем и низким показателем TPI.
Если же вы любите скоростные поездки по шоссе, тогда рекомендуются легкие покрышки типа скинвол, которые имеют высокий показатель TPI.
Что касается любителей экстрима, скоростных спусков по пересеченной местности и поездок по трассам с искусственными и естественными препятствиями, тогда советуем обратить внимание на специализированные шины. Они обладают высоким показателем переплетения нитей и оснащены толстым резиновым слоем.
В заключение отметим, что универсальных покрышек не существует. Широкий ассортимент означает только то, что велосипедисты смогут подобрать идеальную покрышку под свои цели.