Амортизационная вилка – самая основная деталь современных велосипедов, оснащенных электрическим мотором. Именно от ее качества зависит поведение транспортного средства на дороге, как на гладком асфальте, так и на бездорожье. А чтобы такой элемент использовать можно было в полном объеме его возможностей, необходимо правильно его настроить, особенно, если речь идет об изделиях средней и высокой цены. В более простых и дешевых вариантах не предусмотрена функция регулировок, велосипедист использует вилку с заводскими настройками.
Итак, настройке подлежат:
· Предварительная нагрузка Сэг (preload), присутствующая в разных моделях вилок для амортизации и расположенная, в большинстве случаев, сверху. Она определяет Сэг за счет проседания вилки и амортизатора в результате воздействия веса ездока при статичном его нахождении в сидушке или в позиции стоя относительно транспорта на двух колесах без нагрузки. Измерение происходит в процентах от полного хода вилочного элемента, при чем сам ездок должен быть одет в свою полную повседневную экипировку. Показатель должен быть в пределах от 20 до 30 % от хода подвески, а при ходе самой вилки в 100 миллиметров она должна проседать на 20-30 миллиметров. Если речь идет о наружном элементе, то достигнуть таких показателей можно за счет поджатия существующей или замены пружинки на новую модель с другим значением жесткости. Если вилка воздушная, то меняют значение давления воздуха в позитивной камере. Чем больше показатель Сэг, тем мягче будет работать амортизационная система. В простых моделях велосипедов Сэг не слишком влияет на характеристики вилки.
· Отскок (rebound), регулировкой которого можно заниматься только после установки Сэга. Благодаря отскоку можно определить скорость возврата вилки в начальное положение после ее сжатия. Это основной показатель работы вилочного элемента, которая показывает возможности ее регулировки с учетом вида дорожного покрытия, стиля езды и личных предпочтений велосипедиста. Например, при езде по ровному дорожному покрытию скорость отскока лучше установить медленную. В некоторых вилках предусмотрена возможность самостоятельной подстройки скорости отскока и других параметров в зависимости от характеристик дороги и особенностей движения, а на более простых моделях регулировка отскока и вовсе отсутствует.
Настраивая отскок, его устанавливают в самое быстрое положение, после чего замедляют пока вилка не прекратит щелкать в конце разжимания. Если регулировка осуществляется первый раз, рекомендуется замедлить отскок еще на несколько щелчков после того, как стук перестанет быть слышен. Далее следует проверить велосипед, проехавшись по довольно сложному треку. Велосипедист во время езды должен ощущать комфорт, не контролируя полностью свое транспортное средство. Если подвеска будет быстро занимать свое место, а ездока не будет выбрасывать с седла, можно продолжать регулировку других элементов.
· Скорость сжатия (compression) вилки под воздействием ударов о поверхности. Сжатие может быть низкоскоростным и высокоскоростным. В первом случае это будет более частая и наиболее важная настройка, благодаря которой можно с максимальной точностью настраивать чувствительность вилки в процессе обработки незначительных неровностей на дороге, снизить раскачку при нажатии на педали, клевки в процессе остановки, распределении веса на поворотах и т.д. Для повышения контроля в момент поворотов и снижения амплитуды раскачки рекомендуется закрыть низкоскоростную компрессию, открывать которую можно будет только при проявлении ощутимых вибраций на руле.
Высокоскоростное сжатие помогает настраивать работу вилки на трассах с неровностями на поверхности при повышенных скоростных режимах перемещения штока вилки. Такая вилка, в основном, устанавливается в экстремальных моделях двухколесного транспорта.
· Длина хода вилки. В более простых моделях вилка блокируется механически, более современные модели могут изменять ход более плавно, постепенно, что позволяет эксплуатировать двухколесное транспортное средство в разнообразных условиях. Современная система изменения хода, в большинстве случаев, встречается в велосипедах, оснащенных двумя подвесками.
· Пружина сжатия (positive spring). В более простых моделях она располагается в верху ноги самой вилки в виде «барашек», изготовленных из пластика, что позволяет достичь оптимально приемлемый Сэг. В моделях средней и высокой цены на пружинных вилках значительного изменения жесткости удается достигать посредством замены самого пружинного элемента. Регулировка на вилках воздушного типа происходит упрощенно – нужно изменить давление воздуха в позитивной камере.
· Пружина отбоя (negative spring), определяющую первоначальные показатели хода вилки, за счет чего можно производить регулировку базовых параметров реакции вилки на незначительные неровности. Самый простой способ эффективно отрегулировать пружину, работающей на отбой, это произвести регулировку вилку с воздушной негативной камерой. На более дешевых вилках в качестве негативной пружины используются обыкновенные пружинки из стали, резиновые вкладыши или вовсе ничего.
Наш ДЗЕН: