Слово «велосипед» происходит от латинского «velox» (быстрый) и «pes» (нога). Это транспортное средство с двумя или тремя колесами, не оснащенное мотором, которое начинает ездить в результате усилий ездока. Назначение велосипеда заключается в перемещении человека на определенные расстояния, занятий спортом и участия в соревнованиях. Велосипедные транспортные средства оснащены педальным приводом через цепную передачу, и они могут быть предназначены для людей разных возрастных категорий. Независимо от назначения, велосипеды могут быть:
· Дорожными.
· Складывающимися.
· Для спорта.
· Тандемами.
· Специального назначения.
Если такое транспортное средство оснащено двигателем внутреннего сгорания, то он будет называться мопедом.
Место, где проходят тренировки, соревнования, которое может быть открытого или закрытого типа, называется велодромом. На территории велодрома расположены трибуны, размещены треки и другие дополнительные пространства.
Велосипедный спорт – занятия, предусматривающие заезды по трекам, шоссе, пересеченным площадям, состязания с элементами фигурной езды, игрой с мячом, начало которому было положено еще с 1860-х годов в европейских странах. Перед таким видом спорта стоит основная задача – преодоление определенных расстояний.
Впервые значимое состязание на таком транспорте проводилось на территории Франции в 1869 году по маршруту Париж-Руан. Это было расстояние в 120 километров, преодолеть которое участники должны были на велосипедах, изготовленных из дерева. Начиная с 1896 г. велоспорт был включен в программу Олимпийских игр и участие в нем могли принимать исключительно представители мужской половины человечества. С 1984 г. в заездах по шоссе начали принимать участие и женщины, а с 1988 начались у них соревнования и на треках.
Сначала (с 1896 по 1924 гг.) олимпийское расписание составлялось случайным образом и перегоны происходили исключительно на треках или только на шоссе. Трековая программа состояла из старта с места 1 километр, перегонов спринтеров, частных и коллективных перегонов на дистанции 4 километра, а также группами и по шоссе. Начиная с 1908 и заканчивая 1972 г. стали проводить и состязания по трекам на тандемах. Участие могли принимать национальные коллективы, состоящие из 15 участников. Любой велогонщик получал право принять участие по любой дисциплине. Но, несмотря на это, регламент состязаний устанавливает ограничение относительно числа участников, находящихся на стартовой отметке. В гите с места, заездах спринтеров, частных заездах по треку выступали по одному ездоку, а в заездах по шоссе – по четыре человека. В коллективном шоссейном заезде на расстояние 100 километров и трековом, в том числе, преследования выступали команды из 4 участников.
Начиная с 1960 г., заезды по шоссе коллективами или группами начали проводиться отдельно. До этого момента в качестве результатов командной гонки рассматривалось общее количество баллов, полученных участниками из каждой страны. С 1912 г. стали учитывать сумму 4-х, а с 1920 и по 1956 – 3-х результатов.
С 1996 г. олимпийская программа была дополнена другими типами заездов для мужчин и женщин. Это были индивидуальные гонки по шоссе и кроссы, а командные перегоны по шоссе были полностью исключены. Из-за таких изменений на Олимпийских играх начали разыгрывать 14 комплектов наград для всех:
· Групповые заезды по шоссейной местности.
· Частные перегоны на время.
· Трековые заезды.
· Заезды спринтеров.
· Частная гонка с преследованием.
· Перегоны составов с преследованием.
· Заезды по очкам.
· Кросс-кантри.
С этого же года произошли изменения и допускной системе, теперь общее количество участников должно было определяться системой квалификационных состязаний, а в шоссейных заездах имели право принять участие не более двух ста представителей мужской половины и шестидесяти женской. В перегонах по трекам могли участвовать 186 спортсменов, в кросс-кантри – пятьдесят мужчин и тридцать женщин.
С 1893 года начали проводить кубки мира по перегонам по трекам, по гонкам на шоссе – с 1921 г., а с 1929 – соревнования в закрытых зданиях. Впервые мировое состязание по велоспорту на треке состоялся в 1893 г. в американском Чикаго, на шоссе – в 1921 в датском Копенгагене.
Мировые состязания по велокроссу начали проводить с 1950 г., а европейского масштаба в крытых зданиях – с 1930 года. Международный союз велоспортсменов был основан в 1900 году и до 1999 г. в нем принимало участие 167 стран и, кроме того, до 1992 г. в состав входила и международная федерация велолюбителей и Международная федерация профессиональных велосипедистов. В 1993 году было принято решение о нецелесообразности разделения велоспорта в зависимости от любителей и профессионалов, в результате чего на данный момент существует единый Международный союз велосипедистов.