Всякая техника нуждается в обслуживании, что подразумевает определенную техническую грамотность пользователя. Среди всех средств индивидуальной мобильности меньше всего нуждаются в обслуживании велосипеды типа фиксед-гир (фиксы) и синглспиды – оба типа располагают всего одной передачей. Их особенностями является комфортная посадка, простота управления, разнообразие дизайна. Единственная передача дает им такие преимущества, как надежность, пониженный вес, простота обслуживания и эксплуатации, а также низкая цена в сравнении с мультискоростными конкурентами.
Фиксы имеют фиксированную передачу, т.е. без свободного хода – их педали крутятся в любую сторону вращения заднего колеса, так, что при определенной тренировке можно двигаться и задним ходом. Торможение на фиксах также реализовано за счет обратного хода педалей.
Фиксы впервые начали использоваться как трековые велосипеды с легкой рамой, большими колесами на тонких шинах, и задней втулкой с одной фиксированной скоростью. Велосипедист для торможения на фиксе использует «скид» - сопротивление вращению педалей ногами с переносом веса тела на руль. Это позволяет освоить эффектный способ остановки юзом.
Бунтарский Восток
В начале прошлого века произошло разделение велосипедов на дорожное и трековое направление. Для последних было характерно отсутствие тормозов, наличие всего одной передачи и малый вес. Идея была в максимальном развитии скорости, которая определяла исход гонок, ради нее и устраивались соревнования.
В 1948 году в Японии появилась новая состязательная дисциплина, названная «кейрин». От 6 до 9 гонщиков срывались со старта одновременно, а перед ними запускался мотоцикл, который запрещалось обгонять. Велосипедисты наращивали скорость с 25 до 50 км/ч, после 2,5 кругов мотоциклист покидал трек, и велогонщики устраивали спринт, в котором порой достигали скорости в 70 км/ч. Такое состязание и положило начало становлению велосипедного направления fixed gear.
В дальнейшем практика использования велосипеда с фиксированной передачей распространилась за пределы трека, и поначалу специфические байки освоили велокурьеры, любившие нарушать правила дорожного движения и цепляться к попутным автомобилям, ведь главная цель их езды была в доставке посылок с минимальным расходом сил, а не спорт. Велокурьеры первыми додумались проводить неформальные городские гонки «Аллейкэт» (Alley Cat), носившие скорее развлекательный, чем практический или состязательный характер.
Без тормозов
Первые фиксы были сугубо трековыми. Задача велосипедиста состояла не в торможении, а в максимальном разгоне – гонка по овальной траектории не связана с резкими маневрами и опасностями, поэтому притормаживать незачем и негде. Курьеры, впервые познакомившиеся с велосипедом для «кейрина», быстро оценили его дешевизну и неприхотливость в обслуживании. Для опытных ездоков, владеющих телом и велосипедом, тормоза оказались не принципиальны. Эксплуатанты фиксов отмечают, что эта техника вообще не требует ухода, если не считать сезонную смену покрышек и устранение проколов. Да и тормозить оказалось все-таки возможно, если педали покрутить в обратную сторону. Переместив тяжесть тела на руль, и нажав педали в противоположном движению велосипеда направлении, можно получить что-то похожее на эффект ножного тормоза. Такое торможение называется скидом, и не очень эффективно, поэтому требует умения. Чаще всего обладатели фиксов просто выбирают путь таким образом, что резкое торможение скидом вообще не нужно. В этом есть своя прелесть в виде острых ощущений и внутренней сосредоточенности на процессе.