Велосипед, как и любое транспортное средство, которое часто бывает в эксплуатации, подвержен износу. Кроме того, чем более сложная конструкция байка – тем чаще какая-либо его деталь будет выходить из строя.
Определенного срока, после которого нужно провести диагностику велосипеда, нет. период времени зависит от сложности конструкции, частоты и условий использования. Примерный пробег для велосипеда составляет 500-2500 км. Все зависит от частоты использования транспортного средства, так, горный велосипед нужно диагностировать чаще, в среднем – по окончанию каждого сезона.
Если вы заведете себе привычку регулярно осматривать конструкцию и узлы механизма – сможете сэкономить на ремонте.
Общую регулярную проверку можно делать самостоятельно, это не займет много времени и не требует особых знаний. Если вы ездите на велосипеде каждый день, то осматривать его нужно также ежедневно. Каждое утро проверяйте рулевую колодку, втулки колес, кареточный узел, тормоза, цепь.
Теперь подробнее, как провести проверку каждого элемента.
Чтобы проверить рулевую колодку, необходимо зафиксировать переднее колесо тормозом, а затем качать велосипед вперед-назад. Ладонь положите на стык чашки и крышки колонки – люфт не должен чувствоваться при движении. Теперь поднимаем велосипед вертикально и пытаемся покачать колеса, держась за покрышку – люфт не должен чувствоваться.
Чтобы проверить кареточный узел, нужно покачать механизм. В нормальном состоянии люфт не ощущается ни в одном соединении. Особое внимание нужно уделить системе торможения. Поднимайте колеса поочередно, проверяя, не задевают ли колодки за покрышку или тормозной диск. В тормозных рычагах слабый люфт может иметь место. Обязательно нужно проверить степень износа колодок – он должен не превышать пределов нормы, то есть толщина накладок на дисках тормозов не должна быть менее 1 мм.
Чтобы проверить цепь, нужно разместить ее на большой ведущей звездочке и попытаться оттянуть вперед настолько, насколько это возможно. Важно, чтобы при этом звенья цепи не сходили с зубьев более, чем на половину.
Если в процессе проверки вы заметили любые отклонения от нормы – люфты, износ, слабую цепь и т д, следует тут же устранить проблемы. Вы можете сделать это самостоятельно, если владеете определенными навыками, либо можете обратиться в мастерскую.
Более тщательная проверка проводится не так часто, но чтобы увеличить срок службы узлов и всех деталей, которые подвержены износу в ходе эксплуатации, нужно регулярно проводить техническое обслуживание байка. Техническое обслуживание включает в себя:
Проверку уровня давления в шине. Давление постоянно должно быть на одном уровне, так как слишком сниженное давление приведет к износу резины и высокому сопротивлению. Кроме того, падение давления приводит к повреждению обода при движении байка по лесистой или неровной местности.
Обязательно нужно проверять соединения с резьбой, на них часто попадает грязь, что мешает нормальному движению, а во время длительной езды крепежные гайки ослабевают.
Регулярно следует очищать и смазывать цепь, чтобы она прослужила дольше. Ее также нужно часто менять, цепь может прослужить вам от 700 до 2000 км. Помните, что заменить цепь намного дешевле, чем ремонтировать звездочки. А именно к поломке звездочек придет движение с растянутой цепью.
В амортизаторах должна быть проведена замена масла 2 раза в год, их нужно постоянно очищать от грязи, в частности, она часто забивается в пыльники.
Проверить обод. Если при вращении колеса замечены колебания боковой поверхности обода, которые более 2,5 мм, нужно подтянуть спицы. Сделать это может мастер при помощи специального оборудования. Выполнить процедуру нужно обязательно, так как колебания обода приведет к нарушению тормозной системы.
Последнее, что вы должны сделать: после окончания сезона все поверхности узлов и элементов байка нужно почистить, убрать грязь и пыль. В шинах нужно снизить давление до 1 атмосферы, а хранить велосипед лучше всего в подвале или гараже. Рекомендуется также покрыть лаком раму.
Эти правила позволят вам сохранить свой байк в рабочем состоянии значительно дольше.