Фрирайд - особый вид байк-спорта, а также манера передвижения на велосипеде по экстремальным трассам, на которых используется множество различных, как природных, так и искусственно созданных преград. Простой велосипед не сможет преодолеть дорогу подобной сложности, поэтому для фрирайда применяют исключительно специализированные байки.
Фрирайд (free ride) - название данного спорта переводится с английского - как “свободная езда”. Учитывая невероятную сложность и непреодолимость велотрассы для новичка, возникает дилемма: если все настолько сложно - где же свобода? На самом деле, человеку, который хочет заниматься фрирайдом и уверенно держать руль велосипеда, необходима длительная квалифицированная подготовка. В то же время, помимо традиционного фрирайда, существует упрощенный вид.
Разновидности фрирайда
Классический вид фрирайда - необузданная гонка по трассе с препятствиями. Направление движения велосипедиста хаотично, на пределе скорости. Ни горы, ни овраги, ни крутые виражи не останавливают его великолепный полет. Экстаз! Однако, для всего этого необходима серьезная подготовка:
1. Навыки управления велосипедом и правильного приземления, владение мастерством велопрыжков.
2. Регулярные упражнения и преодоление преград на трассах, с постоянно растущей сложностью.
3. Моральная стойкость - уравновешенность и строгое соблюдение всех инструкций.
4. Наличие, основательно укомплектованного, и подходящего средства передвижения.
Реальность получить невероятные памятные впечатления и удовольствие от красоты природы - безусловное достоинство езды в классическом виде фрирайда. Лужи и ямы с грязью слегка разбавят серьезность вашего настроения во время пути.
Большая вероятность падения с велосипеда и получения значительных травм различных частей тела - естественный риск велофрирайдера.
Треки состоят из множественных обрывов, холмов, виражей, резких подъемов и спусков, тесных тропинок и глубоких ям. Для велосипедиста, привыкшего к более спокойной езде по лесным дорожкам, такие трассы в диковинку. Что же делать, если любопытно, но нет желания длительных тренировок? Облегченный вид фрирайда поможет испытать новые ощущения.
В фрирайд-лайт нет необходимости в профессиональном обучении, поэтому данный вид очень популярен у туристов. В упрощенной версии нет участков с прыжками, длительных грязевых и каменных откосов, крутых обрывов. Треки для лайта искусственно сформированы, как имитация классических: накатанные горные дорожки с небольшими неровностями, приземистые трамплины. Взамен природного ската горы, в облегченных трассах могут устанавливаться конструкции моделирующие косогоры. Пологие спуски изредка могут покрываться небольшими камнями.
Лайт-фрирайд не ограничивает скорость движения и дает возможность ощутить себя настоящим экстремалом, пусть и на облегченной трассе.
Какими должны быть велосипеды для фрирайда
Так как “свободное движение” акцентировано отдельным видом велоспорта, то байки должны быть особенными и соответствующими. Велосипед для высококлассных фрирайдеров - нестандартная версия горного байка, что-то между моделями маунтинбайк и даунхилл. Характерными чертами таких байков являются:
● надежность конструкции;
● легковесность;
● внушительная тормозная система;
● эффективная амортизационная система;
● покрышки с широким профилем.
Сложно переоценить значимость надежности конструкции. При движении по экстремальным трассам велосипед испытывает значительные динамические перегрузки, дополняемые весом самого спортсмена. Корпус рамы изготавливается из алюминиевых сплавов и степень его прочности больше, чем у типичных маунтинбайков. Ко всем без исключения комплектующим предъявляются аналогичные требования.
Легкость конструкции так же значима, и влияет на то, насколько результативно и безопасно фрирайдер доберется до конца маршрута. Небольшой вес байка - тем меньше он отягощен и тем проще перепрыгнуть препятствие или заехать на гору. Благодаря этим факторам велосипеды для фрирайда легковесные и их масса колеблется в пределах от 8 до 15 килограмм.
Амортизационная система велосипедов для экстремального спорта является двухподвесной. Ударные нагрузки, которые испытывают байк и спортсмен, смягчены за счет применения комплексной системы поглощения энергии ударов и гашения колебаний.
Велосипеды для фрирайда оборудованы амортизаторами: на переднем(вилкой) и заднем (специальным подвесом) колесах. Благодаря демпфированию(поглощению колебаний) гарантируется лучшее сцепление с бугристым покрытием трассы.
Комфортная езда обеспечивается ходом вилки переднего амортизатора. Ход вилки - это максимальное расстояние сокращения ее размера при сжатии во время амортизации. Чем больше ход, тем мягче езда. В велосипедах для фрирайда ход вилки около 7 дюймов(17,8 см). Подвесы различают по особенностям устройства и виду демпфера и бывают::
● пружинно-эластомерными, демпфером служит пружинистый материал (он долговечнее, но при низких температурах упругость эластомера ухудшается, что сказывается на качестве амортизации);
● пружинно-масляными, с масляным картриджем, в роли демпфера(более устойчив к различным температурам, но стоимость существенно выше).
Тормозной системе оказывается чрезвычайное внимание при производстве профессиональных байков для фрирайда. На них устанавливаются дисковые тормоза, а именно - гидравлические. Торможение происходит при давлении тормозной жидкости на колодки, вследствие чего, они прижимаются к тормозному диску. Диски используются на обоих колесах и изготавливаются из металла.
При наименьших усилиях, дисковые гидравлические тормоза делают возможной полную блокировку колес велосипеда. Прочность и надежность всех деталей и систем велосипеда важны, а тормозной системы - особенно значимы. От этого, в большей мере, зависит жизнь фрирайдера.
Фрирайд - это зона, в которой необходима повышенная вездеходность велосипеда. Для лучшей проходимости подходят колеса большого диаметра. От обода зависят габариты покрышек. Скалистое внедорожье, песчаные наносы, грязь, снег, рыхлая и каменистая поверхность трассы, прыжки и крутые виражи - не допускают применение гладких покрышек! На специализированные горные байки для фрирайда устанавливаются шипованные покрышки с широким профилем и большим агрессивным рисунком протектора.
Важно! Безопасность фрирайдера
В любом экстремальном виде спорта вероятность получения травм вполне реальна. Фрирайд, к сожалению, не исключение. Экипировка которая учитывает мельчайшие детали и четкое соблюдение технических приемов - помогут уберечь себя.
Особо серьезные травмы:
● черепно-мозговые, вследствие падения на высокой скорости,
● повреждение шейного отдела позвоночника,
● перелом хребта.
Основными составляющими экипировки, защищающей фрирайдера, являются:
1. крепкий велосипедный фулфейс(fullface) шлем, аналогичные применяют в мотокроссе. Он полностью защищает голову и имеет укрепленную, выдвинутую вперед, подбородочную дугу. За счет изогнутости дуги улучшается защита лица и подбородка, также облегчается дыхание в шлеме.
2. специальная система защиты шеи, представляющая собой особый воротник, регулируемого размера. Воротник соединяется с мотокурткой или броней.
3. броня для защиты позвоночника, ребер, ключиц, из-за схожести с панцирем, прозванная “черепахой”.
Обычно, сверху защиты, спортсмены одевают специализированный велокостюм. Комплектация велосипедных костюмов зависит от сезонов. Летом - это шорты+футболка, зимой термобелье, состоящее из ветровки+велорейтуз+водолазки.
Дополнительные и неотъемлемые компоненты защиты фрирайдеров: налокотники(защита локтей), перчатки(уберегут кисти рук от порезов, переломов и других повреждений, помогут увереннее удерживать руль велосипеда), а также, для сохранности коленей и ног - щитки. Грамотные и предусмотрительные спортсмены обязательно используют защитные очки или сетчатые маски, которые застрахуют глаза от неприятных случайностей, в виде отрикошетившего камня, веток, грязи и т.п.
Вполне понятно, что падать велосипедисту-экстремалу не желательно. Но раз уж, подобной опасности нельзя стопроцентно избежать, то можно значительно снизить вероятность подобного риска - заранее побеспокоиться о собственной безопасности. Важно не забывать, что некоторые детали снаряжения, в случае падения, становятся бесполезными для дальнейшего применения. Это касается защитного шейного воротника и фулфейса.
Всегда найдутся любители острых ощущений, которых не испугают опасности. Фрирайд - это невероятно захватывающий динамичный спорт. Правильная экипировка, качественная подготовка и грамотное исполнение трюков, помогут избежать проблем при прохождении трека.
“Рисковать — это значит прыгнуть с обрыва, расправляя крылья в полете”.(Рэй Брэдбери)