Чтобы двухколесный транспорт служил многие годы, не подводил в дороге, перед каждым сезоном ему требуется профилактическое обслуживание. Велосипеду, эксплуатируемому в щадящем режиме, ездящему исключительно по асфальтовому покрытию, достаточно смазать цепь и подкачать колеса. Если «железный конь» используется в экстремальных условиях, прошел не один десяток километров, не обойтись без комплекса технических мероприятий.
Профилактика трансмиссии
Грязную цепь необходимо промыть. Для этого используются специальные машинки, продающиеся в специализированных магазинах велотехники. Устройство заполняют бензином, керосином или уайт-спиритом, устанавливают на цепь и прогоняют ее, прокручивая педали, пока звенья не очистятся. Другой, более трудоемкий способ, заключается в снятии цепи, замачивании в очищающем растворе и последующей установке на место.
Чтобы система передач работала без сбоев, промыть следует не только цепь, но и звездочки. Для этого потребуются те же очистители, что в предыдущем случае, а также небольшая щеточка с жестким длинным (не менее 1,5 см) ворсом. Вместо бензина/керосина можно использовать специальные жидкости или аэрозоли – дегризеры, которые есть в торговой сети. После мытья, цепь и звездочки необходимо смазать.
Если байк эксплуатируется в экстремальных условиях, есть смысл раз в сезон менять тросики и рубашки. Стоят они недорого, поэтому данная мера предосторожности не нанесет серьезного ущерба бюджету. При отсутствии тросореза, замену тросика лучше производить в веломастерской.
Техобслуживание тормозов
Хорошие тормоза – одно из главных условий безопасной езды. Если на тормозных колодках наметилась выработка, их следует заменить на новые. Тормозные тросики нуждаются в замене в случае «залипания» при нажатии на тормозную ручку. При слишком большом ходе ручки трос нужно подтянуть, используя специальный болт или гайку на рубашке.
На гидравлических тормозах проверяют давление. Если работают плохо – их прокачивают, используя для добавления тормозной жидкости специальный набор или обычный медицинский шприц.
Учтите, гидравлические тормоза могут не работать, если велосипед долгое время находился в вертикальном положении. Если это произошло, установите его горизонтально, нажмите несколько раз ручку, одновременно постукивая по линии гидропередачи.
Смазывание втулок и кареток
Ось колеса, шатуны должны легко вращаться. При наличии люфта, заедания, специфического звука (хруст, шелест) можно попытаться настроить подшипники. Если проблема не исчезнет, набейте новой смазки.
Как показывает практика, замена смазки во втулках, каретке требуется велосипеду не чаще одного раза в два-три года. Исключением являются случаи, когда байк часто используют в условиях повышенной влажности (езда по грязи, переезды через ручьи, мелкие речки и т. д.).
ТО велосипедной вилки
Этот элемент велосипеда нуждается в обслуживании не реже одного раза в год. Лучше делать это через каждые 1000 километров или 50 часов пробега. Порядок действий следующий:
- снимаете «штаны» (нижнюю часть вилки);
- очищаете от отработанной смазки все элементы и набиваете новую;
- устанавливаете вилку на место.
Для выполнения работ потребуется специальный инструмент и навыки. Тем, кто никогда не занимался этим ранее, лучше обратиться в мастерскую.
Напоследок проверяете рулевую колонку на наличие люфтов. В случае необходимости, немного подтягиваете ее (если люфт не пропал, возможно, потребуется замена подшипников). После выполнения всех мероприятий можно смело отправляться в поездку.