Велосипед – отличное средство передвижения, благодаря которому можно быстро добраться к пункту назначения и не стоять долгое время в пробках. Естественно зимой и во время дождей ехать на таком виде транспорта некомфортно.
Производители не акцентируют внимание на температурный режим использования велосипеда. Но есть допустимая минимальная температура использования в +5 градусов. Нынешние материалы, в частности металл и пластик при определенной температуре подвержены риску поломки. Чем проще конструкция сборки, тем меньше вероятность поломки.
Некоторые пользователи проверяли свой велосипед на прочность в экстремальных температурах. К примеру, один парень проездил по городу 3 часа на хардтейле при -23 градусах, а на двухподвесе при -13 градусов.
Тонкости передвижения в холодный сезон:
Одеваться следует как можно теплее;
Из-за лишней одежды и снега, передвижение дается труднее;
Нет комфорта при катании по городу;
Плохой контакт шин с дорогой из-за гололеда;
Перебои в работе трансмиссии;
Неисправности в тормозной системе;
В зимнее время темнеет раньше;
В результате попадания влаги на цепь, кассету и систему происходит интенсивный износ.
Все проблемы выполнимы, главное правильно подойти к решению вопроса. Езда в мороз до -20 подразумевает теплую одежду и внимательное передвижение.
Что происходит с организмом при катании на морозе?
Если есть оголенные или недостаточно утепленные места, можно получить обморожение. Хотя кажется, что в движении тело разогревается, но не следует забывать о холодном ветре. Первыми от мороза страдают пальцы, нос, щеки, уши. Значит стоит утеплить их по максимуму.
Незащищенной зоной являются глаза, что может привести к плохим последствиям. Лучше использовать лыжную маску закрытого типа с удвоенным стеклом.
Чем больше в организме энергии, тем легче преодолевать длинные расстояния. Когда есть чувство голода, тело быстрее охлаждается. Поэтому перед поездкой стоит плотно поесть, а питательные батончики, взятые с собой, помогут получить быстрые углеводы в пути.
Лучшим способом интенсивного согрева организма является горячее питье. Чай или кофе будут как никогда кстати, увы еда согревает меньше. Но бывает такое что па пути нет ларьков с горячим питьем. Решением будет обычная зарядка: бег на месте, махи руками, прыжки – все это дает согревающий эффект.
При морозе от -10 предпочтительней вдыхать воздух через шарф или балаклаву. Если температура -20, обязательно дышать через них и только носом чтобы не получить переохлаждение бронхов и легких.
Согрев алкоголем действует несколько минут - сосуды расширяются и доставляют тепло в охлажденные участки тела, в то время как общая температура организма падает.
Одежда для катания на велосипеде
Комплект одежды для велосипедиста выглядит примерно так:
Термо-футболка и штаны с покрытием ног до ступней, а рук до запястий;
2 пары носков, где первая - термо-носки, а вторая шерстяные вязаные;
Нижнее белье тоже термо;
Вариантов штанов может быть много, но идеально подходит комбинезон из софтшелла.
Важно чтобы штаны сохраняли тепло, а материал дышал. Подойдет модель из неопрена с утеплителем. Если они будут облегать, ноги быстро замерзнут. Для защиты спины обратите внимание на одежду с высоким поясом.
Теплая плотная куртка с капюшоном - еще один важный элемент экипировки. Желательно выбрать модель с хорошей защитой горла от переохлаждения. Если температура падает ниже -13, стоит одеть утепленный вариант. Резкое похолодание может застать на любом этапе пути.
Что еще необходимо надеть велосипедисту:
Перчатки утепленного типа. Подойдут те, в которых катаются на лыжах;
Шапка с полным покрытием головы, по типу балаклава;
Для защиты глаз лыжная маска-очки с двойным стеклом;
Температура также влияет на тип обуви и педалей. В мороз до -15 можно кататься в контактных ботинках.
Если погода холоднее, то стоит применять ботинки для трекинга и платформенные педали. Если перепад температур застал в пути, следует одеть на ботинки неопреновые бахилы. Это шанс доехать до дома без проблем;
Для защиты от ветра и падений необходим шлем;
Любой непокрытый одеждой участок тела при катании в -10 и ниже будет моментально обморожен. Если нос выглядывает из-под маски можно наклеить сверху лейкопластырь;
Обдув холодным ветром и пересыхание кожи можно предотвратить, применяя гигиеническую губную помаду. Не стоит стыдиться мазать губы гигиенической помадой парням, хуже будет если потрескается кожа от пересыхания на морозе;
Одежда для катания не должна накапливать чрезмерное тепло во время остановок и дышать в движении. Лучше с собой возить небольшую толстовку, которая позволяет сохранять тепло, на остановках попивая чай из термоса.
Особенности передвижения в зимний период
Обучение управления велосипедом в заносе можно получить только в зимнее время. Этому способствует обледенение и спрессовавшийся снег. Самым коварным считается бугристый лед в мокром виде или покрытый кашей из снега. В большинстве случаев это моментальное падение с велосипеда. Шипы в таких случаях бессильны. Лучшим покрытием считается только что выпавший или утоптанный снег, но без льда под низом.
Двигаться стоит в спокойном темпе и без гонок на трассе. Помните, если тело вспотело, значит скоро будет быстрое его замерзание. Термос с теплым питьем поможет восстановить баланс воды и тепла в организме. Холодную воду лучше на морозе не пить, есть риск простудить горло.
Чрезмерное попадание влаги на трансмиссию приводит к некорректной ее работе, это стоит принять и смирится. Опытные велогонщики советуют ставить безотказную систему переключателей и манеток от фирмы Sram. Но увы изобилие снега и мороз до -15 затрудняют нормальную работу трансмиссии. Когда оттепель плавно переходит в мороз, стоит позаботиться об оптимальном режиме езды установив легкую передачу. Это даст шанс передвигаться в случае замерзания системы.
При использовании контактной обуви, возможен риск промерзания ног из-за длительного стояния на снегу. Виной всему металлические шипы, которые проводят холод.
Используя высокий каденс, можно без особых проблем проезжать заносы из снега. Чем выше этот показатель, тем чаще пульс и теплее телу.
Занос всегда происходит непредсказуемо. Но если вовремя среагировать и приподняться, можно избежать травм. Если занесло заднее колесо, руль стоит выворачивать в сторону заноса.
При торможении или движении по снежной каше не исключен занос переднего колеса. В условиях катания по снегу не всегда можно четко быть уверенным в надежности сцепления покрышек с дорогой. Лучше выбирать более укатанные дорожки для катания.
Бывают моменты, когда техника перестает слушаться и велосипедиста начинает нести по инерции. В таком случае лучше завалится на бок, чем проехать прямо. В лучшем случае счесанное плече, а в худшем ДТП с вашим участием.
Если так уж вышло что велосипед выкатился на лед не стоит делать резких движений. Без поворотов и рывков педалями стоит прокатиться по прямой, минуя этот опасный участок. Исполнение виражей на льду может привести к травме. Торможение на скользкой дороге предстоит выполнять заблаговременно и плавными нажатиями на ручку.
Дыхание через нос поможет остаться здоровым и не простудится. Когда осуществляется выдох, тепло нагревает носовую полость. При вдохе холодный воздух согревается перед попаданием в легкие и бронхи.
Замерзание пальцев рук во время движения можно предотвратить, просто легче держа руль во время движения. Также помогут дополнительные ручки, которые устанавливаются на руль. Это позволит менять положение рук, и предотвратит онемение и замерзание.
Если курточка с капюшоном, значит видимость бокового зрения ограничена. Следует быть внимательным при поворотах и маневрах на дорогах, поскольку звуки, доносящиеся сзади слышатся хуже.
Не следует выполнять остановку юзом - при наличии гидравлических тормозов достаточно будет нажатия одного пальца.
Обязательная экипировка велосипеда перед выездом
Ручки тормозов, если они сделаны не из карбона, следует обмотать лентой для изоляции. Касание пальцев к алюминию неприятно даже через перчатки. Все места соприкосновения непокрытого металла следует утеплить тонким слоем пенки 3 мм толщиной.
Самым неприятным считается ремонт велосипеда в мороз. Чтобы этого не случилось, перед каждым выездом следует проверять целостность узлов. Если есть подозрение на наличие дефекта, важно немедленно устранить проблему. При первых признаках поломки в пути следует возвращаться домой.
Если планируется длительная поездка, возьмите с собой несколько запасных камер. Поверьте, на морозе заклеить камеру проблемно.
Наилучшими тормозами в зимний сезон являются дисковые. Если установлена гидравлическая система, будьте готовы, к протечкам жидкости. Манжеты на вилках при крепком морозе замерзают и мягкость езды ухудшается. Все возвращается на место, когда велосипед отогреется при комнатной температуре.
Проверенный вариант - установка покрышек Schwalbe ICE SPIKER. С ними можно смело заезжать на отшлифованную до блеска зимнюю дорогу. Но не стоит быть слишком самоуверенным, все же лед штука очень коварная.
Крылья должны быть широкими и полностью закрывать как переднее, так и заднее колесо. Тогда и брызги не страшны, и штанины будут в порядке. Пластмассовые маломерные крылья оставьте на лето.
Использование воздушных амортизаторов в зимнюю пору может привести к отказу системы. Фирма Рок Шокс выпускает вилки с двумя воздушными камерами, благодаря чему можно передвигаться даже при -13. Из-за холода скорость сжатия и отскока замедляется. Чтобы защитить амортизаторы, стоит использовать неопреновую защиту.
Изделия из карбона
Структура состава материала похожа на железобетон. Прутья карбоновых волокон заливаются полимером в нужную форму, образуя необходимую деталь. Низкие температурные колебания приводят к поломкам деталей из карбона, поскольку он на морозе хрупок. Следует учесть этот факт во время зимних поездок.
Показатели температур
Температура влияет на давление воздуха в определенных системах велосипеда. Это относится к камерам и амортизаторам. Чтобы найти оптимальный вариант следует либо брать с собой насос и через короткое время подкачиваться в пути, либо выезжать с уже накачанным запасом воздуха. Если вспомнить школьный курс физики о газах, то можно во всем разобраться. Из этого получается, что, если разница температуры от +25 до -10, разница составит 10%. Соответственно, если показатель ниже, то и процент нехватки давления увеличивается.
Давление в шинах
При наличии снега на дороге, для лучшей проходимости, можно стравить давление в шинах, но не стоит опускать ниже предельно допустимого значения, поскольку будет деформироваться покрышка. Да, вращать педали станет труднее, но зато будет уверенное сцепление с дорогой.
Воздействие соли
Зимой коммунальные службы борются со снегом, рассыпая солевую смесь по дорогам, что способствует развитию коррозии металла. После велопрогулки следует удалить всю соль и частицы грязи с велосипеда. Поставьте его в ванную и подождите, пока нагреется до комнатной температуры. Затем струей теплой воды смойте всю соль и грязь. Необходимо следить, чтобы жидкость не попала в кареточный узел и на рулевые механизмы. Затем нужно протереть агрегат сухой салфеткой и смазать маслом амортизационные штоки, а болты предостеречь от ржавчины, распылив WD-40.