Двухподвесные байки имеют свою специфику и среди таких типов велосипедов наиболее распространенными остаются на российском рынке, хардтейлы. Такие велосипеды имеют амортизирующую систему только спереди. В большинстве стран в рекордах продаж ригиды, то есть велосипеды без какой-либо амортизации как на переднем, так и на заднем колесе.
Двухподвесные велосипеды конструировались как необходимость реагировать на особые условия поездки, когда требуется сохранить сцепление обеих колес. Именно для этого и устанавливается специальный дополнительный амортизатор. Такая конструкция изначально дороже, однако и имеет репутацию одной из самых качественных велосипедных систем. Вместе с тем появляются более дешевые, и по внешнему виду мало отличимые от настоящих двухподвесов, байки. Они не имеют таких же свойств, но вполне подходят для любительского применения не для спортивных целей.
Конструкция двухподвеса
Велосипед с двухподвесной конструкцией оснащен сразу двумя амортизирующими элементами: амортизатор на передней и на задней вилке. Эта деталь – задний амортизатор – усложняет конструкцию и увеличивает вес байка.
Удобные для использования и дизайнерски привлекательные решения – софт-тейлы. У них малый ход заднего амортизатора и несколько упрощенный вариант самого амортизатора. Такой байк можно назвать «массовым» или «любительским». А с полным амортизатором, байк можно обозначить как профи-уровня.
От хардейла эти версии байков отличаются целым рядом характеристик:
· измененная рама;
· постоянная трансформация конструкции;
· нет таких опций как успокоитель цепи, «городские» крылья, багажник.
Типы подвесок
Амортизаторы для задней части велосипедной конструкции имеют разную компоновку.
Консольные
Эти версии амортизаторов начали устанавливать еще в 80-ых годах прошлого столетия. Она простая, недорогая, но не такая надежная. Ход – небольшой. Принцип работы – маятник крепиться к раме и соединен с амортизатором. Консольный вариант амортизации является патентованным изобретением. Поэтому появилось улучшение и развитее такой конструкции в виде рычажной системы с большим количество рычагов.
Многорычажные
В основном байки оснащают этой разновидностью амортизирующей системы. Нет четкой конфигурации системы, поскольку каждый из производителей ищет свою идеальную форму изделия. Но принцип остается прежним – здесь колесо сажают на раму через систему шарниров и рычагов, обычно из комплекта четырёх рычагов.
Сложность системы и потребность в большом количестве деталей Долговечность использования несколько меньше, чем хотелось бы. Но это проблема практически любого производителя многорычажной системы.
Треугольник
Одна из классических версий амортизаторов. В этой конструкции трансмиссия упаковывается в задний маятник. Это и есть так называемый подрессорный треугольник. Свои плюсы у этой системы конечно же тоже есть – ослабление нагрузки на цепь и звезды. Но в свою очередь требуется более качественные материалы и прочность для элементов самого амортизатора. Тяжелая конструкция треугольного амортизатора требует регулярного ремонта, ТО.
Недорогие модели
Популярные модели используют амортизирующую систему, которая не имеет изначальной прочности и конструктивной износоустойчивости. Здесь могут заменить сталь на алюминий, а дорогой композит на более дешевый пластик.
Если выбор стоит между двухподвесным и одноподвесным велосипедом, а разница в стоимости меньше 1 тыс. долларов, лучше выбирать хардтейл.
У двухподвесных велосипедов немало точек, которые можно назвать критическими в эксплуатации, и «экономия» здесь не пройдет:
· качественные характеристики амортизатора должны быть на высоте, поскольку нагрузка на заднюю вилку даже больше, чем на переднюю;
· хорошие шарнирные соединения – на раму идет большая нагрузка и если снизить качество соединений, может начаться разрушение рычагов и других элементов конструкции;
· цепь и звёздочки, скоростные переключатели тоже должны соответствовать высоким параметрам износостойкости, поскольку испытывают значительные нагрузки;
· высокие требования к параметрам рамы, особенно к жесткости «дамской» версии рамной конструкции;
· обязательность оснащения качественными дисковыми тормозами типа v-brake.
Совокупность требований к качеству материалов и используемым износостойким технологиям, значительно повышают цену двухподвесных моделей. Поэтому даже базовая версия не может стоить менее 1,5-2 тысяч долларов.
Плюсы и минусы
Детализируем плюсы и минусы возможности использования такой системы амортизации.
Плюсы:
· хорошая устойчивость и управляемость велосипеда при передвижении по бездорожью;
· управляемость на бездорожье;
· привлекательный дизайн байка;
· минимум усилий на проход через препятствия;
· минимизация нагрузок на тело райдера – сокращение ударов по суставам и другим тканям.
Минусы также очевидны:
· увеличенный вес велосипеда;
· значительно большая стоимость из-за сложной конструкции;
· снижение прочности конструкции и затраты на обслуживание;
· малое КПД из-за приема на себя энергии переданной на педали от райдера;
· многочисленность вариантов и сложность подбора конкретной модели;
· если суммировать все сказанное, то двухподвесная велосипедная система более подходит для спортивных достижений в даунхилле, чем для прогулок или катаний по окрестностям. Ежедневное использование такого байка не рационально из-за значительных вложений в его поддержку. Поэтому рациональнее подождать, пока не появится более-менее оптимальная по цене модель софттейлов.
Выбор двухподвеса
Если выбор сделан в пользу покупки двухподвеса, ориентироваться следует на ведущие бренды и производителей. Например, Specialized, Giant, Scott, Cube, Cannondale и другие.
Перед покупкой следует изучить некоторые характеристики модели, чтобы понимать, как она будет работать. Первое – компоновка модели и ее применение. Некоторые производители изготавливают двухподвесные байки под конкретное применение – для даунхилла – DH, для кросс-кантри – XC, для фрирайда – FR.
Перед принятием решения о покупке стоит обратить внимание на такие параметры:
· подвеска и ее конструктивные особенности;
· компоновку цепи, звездочек, переключателей;
· применяемые материалы для важных элементов конструкции, например, для рамы;
· вес изделия.
Важно не предпринимать попыток бессмысленно «экономить», то есть пытаться сократить расходы на важных элементах конструкции. Это может привести только к негативным последствиям –поломке рамы или другим критическим повреждениям и соответственно – травмам. Важно обратить внимание на тормоза и другие аксессуары и опциональные элементы.
Заключение
Двухподвесные велосипеды все более популярны у пользователей. Но купить удается не всем, поскольку бюджетного сегмента в этой разновидности нет. Такие байки рассчитаны для профессионалов и их потребностей, поэтому для прогулок по городу они явно не подойдут. Впрочем, следует сказать, что двухподвесные модели постоянно совершенствуются и становятся удобнее и проще в производстве и эксплуатации. Байки без усложненной системы трансмиссии или тормозов с дисковым исполнением также получают распространение.
Следует указать и на положительные и отрицательные характеристики:
· хорошая устойчивость;
· примечательный внешний вид;
· минимум усилий для того, чтобы проехать препятствия;
· снижение нагрузок на организм райдера;
К минусам следует отнести:
· значительную цену изделия и его общий вес;
· незначительная износоустойчивость;
· постоянное обслуживание любой из разновидностей;
· малые показатели коэффициента полезного действия;
· общий итог – двухподвесная система ближе спортсменам, а не любителям, поскольку именно на сложной трассе и в экстремальных условиях этот байк раскрывает все свои возможности. Поэтому для каждодневных выездов лучше применять другие версии байков. Или же попробовать подождать. Пока появится бюджетная, но достаточно качественная модель в этом направлении.