Это нечто особенное! В последнее время растет популярность и повышаются продажи непривычных байков, имя которым - Gearbox Bike. Их необычность заключается в использовании ременного зубчатого привода, вместо привычного цепного.
Gearbox Bike буквально переводится как - велосипед(bike) с коробкой(box) передач(gear). Этот велосипед характеризует сама коробка передач. Причина такого названия проста и очевидна, подобно цепи, для переключения скорости, перекинуть зубчатый ремень, не получится.
Ременная vs цепная
Педальный узел свободен от конструкции с несколькими, разнодиаметральными, ведущими звездочками, нет системы звезд, крепящихся к задней втулке(кассеты) и раз нет цепи, которую нужно натягивать, то нет и "петуха”. Также конструктивным различием новшества считается расширение зазора(клиренса) в районе педального узла. Этой части байка с цепной передачей, в связи с наличием звездочки, "петуха”, предопределено цепляться за корни и камни. Велосипеды с ременным приводом в данных случаях более вездеходны.
На первый взгляд, ремень не внушает особого доверия. Но это заблуждение! Шевронный ремень значительно прочнее цепи. Сперва звучит не очень реалистично, но стоит припомнить, что происходит с цепью "пережившей” несколько разрывов, и впечатление изменится.
Причины заинтересоваться байком с ременной передачей:
● педалирование происходит намного тише,
● ремень прочнее цепи в несколько раз,
● коррозия ремню не страшна,
● вес ремня меньше веса цепи,
● нет необходимости в смазке,
● при езде на городском велосипеде, можно не опасаться, что "лёгким движением” звезды, "брюки превращаются в элегантные шорты”,
● отмывается водой,
● порвать довольно сложно,
● КПД сопоставимо с цепной передачей,
● едва ли не самое важное - переключать скорость возможно при каком угодно движении, не исключая суровых нагрузок, без вращения при этом педалей.
Некоторые несовершенства велосипеда с ременной трансмиссией:
● для установки ремня необходима особенная рама с размыкаемыми перьями,
● размер ремня нельзя изменять, в отличие от цепи,
● быстро заменить покрышку проблематично,
● запчасти - пока еще сложности с наличием, соответственно и ценой,
● применимо лишь на планетарные втулки и на втулки с одной звездой. Поэтому, довольно распространено использование ременной передачи на байках Single Speed.
Особенности конструкции
Оборудовать ременную зубчатую систему взамен цепной на стандартной раме не осуществимо. Когда же вопрос с разъемной рамой решен, следующие преобразования ждут своей очереди. На заднем колесе придется заменить втулку, впереди заменяются штифты и тросы. А стоит ли? Все эти "махинации” со сменой передачи на своем старом велосипеде - довольно непрактично, хлопотно(один поиск деталей чего стоит) и накладно. Если заинтересовала ременная трансмиссия - намного проще и спокойнее приобрести готовый новенький байк.
Конструкция коробки передач может содержать от 7 до 9 пар шестерен. Если используется 9 пар общее передаточное отношение будет равным 444%. По существу, это число эквивалентно значению у стандартного велосипеда в котором применяется цепная передача, с кассетой 11-34 и передачей 24 на 36.
Состоит коробка из трех валов.1-й вал отвечает за крутящий момент, принимаемый от педалей и передает его, ответственному за переключения, 2-у валу. В основе 2-го вала находится подвижная муфта, при ее перемещении происходит сцепка шлицев вала с какой-нибудь из расположенных на нем звезд.
Нагружать третий вал не стали. Из-за ведущей звезды зубчатого ремня, расположенной на 3-м валу, он и так больше других подвергается действию изгибающих моментов.
Второй вал добавочные изгибающие моменты не нагружают, вследствие этого, не стоит подвергать сомнению надежность и долговечность механизма ременной передачи
На основе описания, может создаться впечатление, о том, что байки с ремнем имеют существенно большую массу, чем традиционные цепные. Ременную передачу обслуживает больше шестерней и они толще, но сама цепь ощутимо тяжелее шевронного ремня. Да и два переключателя на стандартных байках имеют свой вес. Притом задний довольно увесист. Производители утверждают, что масса байков с обоими типами передач соизмерима.
Так как, велосипеды с шевронной ременной передачей довольно молоды, с возрастом вероятно обнаружатся какие-нибудь, спрятанные создателями, изъяны. Но также вероятно, что обнаружатся какие-то дополнительные достоинства. Всему свое время. Исторически сложилось, что новшества сперва воспринимаются критично, но то что ремень неплохая альтернатива привычным цепям - факт