Горные байки набирают сегодня все большую популярность. Не смотря на молодость, этот вид спорта уже входит (с 1996 года) в программу Олимпиады. Горные велосипеды регулярно модернизировались и претерпели существенные изменения, чего не скажешь о шоссейном ровере или обыкновенном дорожнике. Они за последние полвека практически не изменились.
Основные особенности горных велосипедов
Горный велосипед обладает несколькими отличительными особенностями. В первую очередь, его характеризуют:
- Широкие колеса. Их размер составляет от 1,5`` до 2,5`` вместо стандартных 20-40 мм. Шины имеют диаметр чуть меньше чем у дорожных байков (26``, а не 700мм).
- Рама со специальной геометрической конструкцией.
- Велосипедная каретка. Ее приподняли до 29-33 см для передвижения на пересеченной местности.
- Большое количество скоростей (21-27) с большим передаточным соотношением, которое пригодно для любого перепада высот.
Горные роверы служат для эксплуатации в экстремальных ситуациях. Одним из важных условий для производителей является снижение массы маунтинбайка (МТБ), а также эффективность и удобство в его управлении. Видимо, именно поэтому для МТБ была разработана гидравлическая тормозная система, амортизационная вилка и т.д.
Горные байки можно поделить на два типа – хардтейлы и двухподвесы:
- хардтейлы означают в переводе «жесткий хвост». Это роверы без заднего амортизатора. Зачастую они служат для передвижения на пересеченной местности. Хардтейлы - участники состязаний по кросскантри, байк-кроссу, триалу, слалому. Данные маунтинбайки бывают жесткими (rigid), в случае, когда нет переднего амортизатора. Есть модели, где амортизационная вилка (front suspension) в наличии. В основном такие модели состоят из сплава алюминия. Это способствует уменьшению веса и повышению скоростных показателей;
- двухподвесы – это байки, которые имеют амортизацию обоих колес. Отлично показывают себя на пересеченной местности, т.к. за счет амортизации сглаживаются толчки. Благодаря этому повышается комфорт во время катания, а управлять велосипедом легче;
- комфорт – это группа маунтинбайков с шинами диаметром от 26``до 28``. Они имеют большой набор качеств, который обеспечивает комфорт и безопасность во время езды. А именно: тормозная система с антиблокировкой, амортизированный подседельный штырь. К горным велосипедам эти маунтинбайки относятся за счет геометрической формы рамы. Они не подходят для существенных нагрузок и экстремальных условий.
Как подойти к выбору горного маунтинбайка
Прежде всего, нужно рассчитать бюджет, выделяемый на покупку маунтинбайка. Если в распоряжении сумма до 250 долларов, то они позволят купить машину с хроммолибденовой рамой, жесткой вилкой, одинарным ободом и навесным оборудованием Shimano C-101, Shimano Sis и т.д. Эти маунтинбайки предназначаются преимущественно для поездок по асфальту, изредка можно выезжать на грунтовую дорогу. Активная эксплуатация велосипедов этой категории предусмотрена в течении 1,5-2 лет. Если поднимать руль при переезде через препятствия, технично переключать передачи, то МТБ прослужит намного дольше, чем предусмотрено инструкцией по эксплуатации.
От 400 долларов до 700 можно приобрести байк, рама которого выполнена из алюминия. Он будет с передним амортизатором, ход которого 60 мм, навесным оборудованием класса Shimano Alivio или Deore LX. На роверах, приближающихся по цене к 700 у.е., будут еще и двойные обода. Этот байк для велосипедистов, которые решаются на его приобретение впервые и рассчитывают купить надежную машину с приличным периодом эксплуатации.
Этот маунтинбайк позволяет преодолевать до 80 км в день, т.е. на нем можно позволить себе отправиться в длительное путешествие. Оснащение такого МТБ переносит любую погоду и грязь довольно легко.