Горные велосипеды сегодня являются одним из самых востребованных видов данного транспорта. Эти велосипеды выбирают за их универсальность и возможность передвижения грунтовыми дорогами. Также такой вид маунтинбайка подойдет для передвижения в условиях пересеченной местности. Понятие «горный велосипед» включает несколько подвидов, которые отличаются по назначению и конструкциии.
Особенности маунтинбайков
Если говорить о дисках горных велосипедов, то в основном их диаметр у современных моделей составляет 26 дюймов. Все чаще среди знатоков слышатся мнения о том, что следует увеличить размеры до 28``. Однако, пока все остается на уровне разговоров. В продаже можно найти и горные байки с диаметром колес 24 дюйма. Такие модели зачастую покупают подросткам 12-16 лет.
Горные велосипеды делятся на модели с амортизатором и без него. Тем не менее, сегодня большинство велосипедистов не станут покупать двухколесную машину не имеющую передний амортизатор. Можно приобрести ровер с двумя амортизаторами –задним и передним. Такие модели отличаются сверхпрочной конструкцией, а также широкими покрышками у которых протектор сильно-выражен.
Что касается передач, то современные маунтинбайки насчитывают, как минимум, 18 скоростных режимов. Максимальное количество - 27. Это дает возможность значительно изменять передаточное отношение, байк с легкостью одолеет любую дорогу. Его мощности хватит для движения на скоростной трассе, а также для преодоления высоких подъемов. Сейчас производители начали выпускать горные байки для езды в городской черте. У этих машин предусмотрены жесткие вилки и сликовая узкая резина.
Характеристики горных велосипедов
Горные байки - хорошие универсальные машины. Они дают возможность свободно передвигаться в городской черте, двигаться по трассе с хорошей скоростью, легко преодолевать сложные лесные дороги, горные тропы. Универсальной, считается модель у которой классическая рама и передний амортизатор. На трассе этот ровер едет с немного меньшей скоростью.
Горным велосипедам имеют несколько отличительных особенностей. К ним относятся следующие:
· Маленькая крепкая рама имеющая хороший зазор с дорогой. Зачастую для ее изготовления используют хромомолибденовою сталь, титан, алюминий, углепластик.
· Рукоятки переключения скорости (манетки). Они, как правило, расположены на руле, и переключение передач происходит без отрыва рук. Во время значительных нагрузок и грязи переключаться помогает передний и задний переключатель, цепи, а также звездочки (ведущие и ведомые).
· Тормозная система. Этот механизм выполнен по типу V-breke (ободных тормозов). Сейчас производители переходят к дисковым тормозам.
Что касается амортизации, то учитывая ее конструктивные отличия, горные роверы делят на четыре вида. К первому виду относятся ригиды (rigid). У них амортизация отсутствует. Ко второму виду относятся хардтейлы (hardtail). Эти байки оснащены амортизационной вилкой.
Третий тип – это двухподвесные роверы (Full-suspension). Такие модели имеют задние подвески и амортизационные вилки. Наименее распространённый вид - софттейлы (softtail). У этой модели также есть амортизационные вилки. Амортизация колеса происходит за счет уникальной конструкции перьев заднего треугольника на раме.
Универсальность горных велосипедов
Среди разнообразия горных веломоделей есть различные велосипеды. Среди них роверы для триала, фрирайда, кросскантри, даунхилла, бэккантри, а также обычные (общего назначения). Последние байки самые приемлемые по стоимости и пользуются популярностью у велолюбителей.
Обычные горные велосипеды оценят все любители велоспорта. Их предназначение –агрессивная, но умеренная езда по качественным дорогам и бездорожью. В основном эти маунтинбайки принадлежат к виду «хардтейлов». У них довольно высокое расположение сиденья, за счет чего снижается нагрузка на руки. На байки такого типа можно установить раму или багажник.
Универсальные горные двухколесные машины производят следующие марки – Author, Gary Fisher, Mongoose, Rock Machine, Stark, Stels, Scott, Specialezed, Trek. Последний бренд в числе популярных. Хорошо зарекомендовали себя горные роверы отечественного производителя Stels. Это отличный бюджетный велосипед. Маунтинбайки (МТВ) делятся на пять видов:
· Триальные (Trial) – это легкие велосипеды, назначение которых езда с препятствиями. Обычно у них небольшая рама. Контролировать ситуацию удается при помощи гидравлической тормозной системы. В продаже есть МТБ с передней амортизационной вилкой или же жесткой вилкой. В основном, такие велосипеды идут без седла.
· Даунхильные (Downhill) – роверы для горной местности. Они рассчитаны на значительное напряжение и высокую скорость на сложных дорогах. Зачастую используются двухподвесные модели. Они отличаются надежностью, довольно крепкой конструкцией, сверхпрочными рамами. Тормоза у таких велосипедов обычно дисковые, а значит, надежные. Также у этих байков предусмотрены длиноходные вилки и задние подвески, ход которых составляет от 200 мм до 240 мм. Резина у роверов данного типа широкая, а во время движения центр тяжести сдвигается назад. Масса МТБ - более 20 кг.
· Кросс-кантри (CrossCountry, XC racing) – это модели, предназначение которых скоростной кросс в условиях пересеченной местности. Такие маунтинбайки наиболее похожи на обычные горные роверы. Они не тяжеловесны, поскольку изготовлены из алюминия или карбона. Рамы у таких МТБ баттированные (с переменной толщиной стенок) и легкие. Передний треугольник - несколько удлиненный. Так обеспечивается низкая посадка, которая удобна во время агрессивной езды. Кросскантрийные велосипеды зачастую оснащают дисковыми тормозами.
· Фрирайдерные (FreeRide) - служат для передвижения в условиях пересеченной местности. Такая модель идентична даунхильному байку, однако, такой велосипед предназначен не только для гор. Этот маунтинбайк легче даунхильного, у него есть вилки и задняя подвеска с ходом от 150 до 170 мм. Такие горные роверы выпускаются с передней амортизационной вилкой. Встречаются и полноподвесные модели. Маунтинбайк такого типа – это двухколесный внедорожник.
· Бэккантри (backcountry) – горный велосипед для участия во внедорожных марафонах. Найти его удастся не у каждого производителя. Маунтинбайк «бэккантри» может идти без амортизации и с двойной амортизацией.
Горные велосипеды регулярно модернизируются. В этом виде роверов впервые была предусмотрена дисковая тормозная система, задняя подвеска, масляные и воздушные вилки. Обладатели горных велосипедов всегда шагают в ногу со временем.