Если температура за окном упала не ниже пятнадцати градусов с минусом, кататься на велосипеде можно с комфортом. Однако необходимо подготовить свой байк к зимней прогулке. Требуется учесть ряд важных нюансов.
Освещение
В летнее время дни длинные, поэтому фары не играют такой большой роли, как зимой. В период с декабря по март темнеет рано. Велосипедистам часто приходится возвращаться с прогулки в сумерках. Необходимо позаботиться о качественном бортовом освещении – светоотражателях и фарах.
По ПДД лампы или световозвращатели красного и белого цвета устанавливают сзади и спереди, а по бокам нужны световозвращатели оранжевого цвета. При езде в темноте световозвращатели сзади и спереди не подойдут, вместо них лучше поставить фонари с лампой накаливания. Такие изделия стоят недорого и при этом обеспечивают хороший свет на расстоянии пять-десять метров. Можно выбрать и более дорогостоящий вариант – светодиоды. Они дают достаточно яркий свет и при этом имеют низкое энергопотребление. Если вам мало освещения (например, в глухой местности), можно установить фонари с галогенными лампочками. Они монтируются на раме велобайка. В комплекте с таким освещением идут мощные батареи питания. Ni-MH или свинцово-кислотных аккумуляторов хватит на несколько часов бесперебойной работы. Галогенные фонари чаще всего работают в нескольких режимах: ближний, дальний свет и пр. Из основных минусов – большой вес и высокая стоимость (есть варианты от двухсот долларов и выше). Самые дешевые фонари с галогенными лампами обойдутся примерно пятьдесят долларов.
Может пригодиться в пути и налобный фонарик. Например, он выручит в ситуации, если фара перестала работать. Отлично подходят для езды по извилистым тропинкам, но при плохой видимости они могут создать «световую стену. При тумане, снегопаде, дожде использовать налобный фонарь не стоит.
Важно правильно отрегулировать фару. Она должна освещать дорогу на примерное расстояние вашего тормозного пути (это 5-10 метров). Под колесо фонарь не должен быть направлен, так как можно не заметить препятствие своевременно. Не рекомендуется направлять фару вверх. Так она только будет слепить прохожих. На проезжей части спереди на велосипеде нужно установить фару, а сзади – светодиодный фонарь. Обычно такие устройства работают как в постоянном, так и в мигающем режиме.
Важно! На холоде емкость аккумуляторов и обычных батареек сокращается.
Отдельно нужно упомянуть светоотражатели, которые чаще всего фиксируют на спицах велобайка. Вопреки мнению многих велосипедистов, они не оказывают влияния на центровку колеса. Это актуально только для отражателей старого типа, которые крепили сразу на две спицы. Для фиксации новых достаточно одной. Кроме того, на скоростях, с которыми катаются велосипедисты, дисбалансом можно пренебречь. Оптимальный вариант – зафиксировать светоотражатель возле вентиля камеры. Это позволит избежать дисбаланса.
Устанавливая светоотражатели, вы заботитесь о собственной безопасности. Благодаря им велосипед становится более заметным на темной трассе.
Покрышки
Выбирая покрышки, необходимо заранее определиться с местом для катания:
● На горных трассах снег рыхлый. Чтобы кататься по такой местности с комфортом, не нужно перекачивать шины. Ход велосипеда станет плавным, если давление в колесах будет немного меньше обычного. Хорошо на горных трассах идет FATBIKE.
● На городских улицах чаще всего «жижа», состоящая из воды, снега и грязи. Для катания по такой местности оптимальны шипованнные варианты. Слики не подойдут, так как они не имеют необходимой цепкости, а на городских улицах часто встречаются участки с обледенениями.
● На трассах в парке снег хорошо утоптан, здесь лучше всего подходит резина с жестким и высоким протектором (оптимальная ширина 2-2,1 см). Такие покрышки имеют небольшой вес и при этом отличаются хорошим сцеплением, накатом.
Тормоза
Идеальный вариант – дисковые гидравлические тормоза. Они наиболее надежны, однако и стоят достаточно дорого. В крайнем случае можно установить такой тормоз на переднее колесо велобайка, а на заднее приобрести механический. Для экстремалов также подойдут и Ви-Брейки. Хотя кататься лучше осторожно, потому что в зимнее время на обол и колодки налипает снег. При торможении он подтаивает. Образовавшаяся вода не V-BRAKE эффективно сработать. Как минимум потребуется 1-2 оборота колеса, поэтому тормозной путь будет увеличен.
Основным советом тем, у кого V-BRAKE, будет своевременная «просушка» тормозов. Каждый час или же сразу после переезда снежных заносов необходимо немножко притормозить и продолжить педалирование. Это необходимо для того, чтобы колесо сделало с прижатыми колодками хотя бы пару оборотов. После такого нехитрого трюка тормоза работают лучше, так как снег с них слетит. Можно использовать этот способ и для дисковых тормозов, но только в крайних случаях (например, когда после преодоления полосы с глубокими лужами или снегом, ледяная крошка забила тормозной механизм).
Ходовая часть
В зимнее время ходовая часть велобайка подвержена износу больше, чем летом. Самые уязвимые места – это:
● кассета;
● цепь;
● звезды.
Чтобы увеличить срок службы ходовой части, необходимо содержать в чистоте свой велосипед. Ему не помешает мойка после прогулки по улицам с песком и солью. Такую процедуру нужно делать раз в несколько дней. Необходимо учитывать то, что при минусовых температурах смазка в подшипниках становится более густой, поэтому велосипед идет хуже. Большая скорость и высокие передачи противопоказаны, если вы хотите избежать быстрого износа подшипников.
Элементы велосипеда быстрее выходят из строя из-за химических реагентов, соли и песка, которыми щедро посыпают дороги коммунальщики. Они могут заржаветь или окислиться. Именно поэтому важно уделить внимание уходу за велосипедом в холодное время года. Цепь нужно смазывать, для чего понадобится специальная машинка. Рулевая колонка, каретки также страдают. У большинства горных байков во втулках установлены резиновые сальники. На морозе они становятся менее эластичными, из-за чего дорожная «посыпка» проникает и портит подшипники. Тем, кто активно использует велосипед в зимнее время, необходимо несколько раз в течение сезона разбирать каретку и втулки. Это необходимо для осмотра подшипников и своевременной замены смазки.
Переключатели передач
Они часто отказываются работать в зимнее время. Причиной тому – попадание ледяной крошки и снега внутрь пружины. Это заметно: цепь не переходит с крупных на малые звезды, так как возвратная пружина не может переместить рамку переключателя. Чаще всего это происходит с дешевыми переключателями передач. В результате велосипедист получает односкоростной байк. Решается проблема обработкой шарнирных соединений специальной смывкой. Она позволит смыть реагент и грязь, покрыв поверхность защитной пленкой. Также стоит обратить внимание на:
● аэрозоли с тефлоном.
Не менее частой причиной плохой работы переключателей передач является попадание под рубашки тросов воды. Из-за ее замерзания при минусовых температурах трос перестает нормально работать. Хорошей профилактикой будет заблаговременная смазка тросов переключателей и периодическая их обработка в тех местах, где они входят под рубашку.
Экипировка и одежда
И хотя к «железу» велобайка это никакого отношения не имеет, об одежде в зимнее время велосипедисту также стоит позаботиться. Используются велоперчатки, веломайки, велорейтузы. Бюджетный вариант – теплые спортивные штаны, под которые надеты велотрусы. На руки можно и обычные перчатки или охотничьи. Важно, чтобы в тепле были ноги. Для долгих зимних прогулок отлично подходят ботинки на меху.
В зимнее время нужно быть готовым к переменам. Ровная асфальтная дорога может покрыться ледяными колеями. А дорожка в лесу, где летом сложно кататься из-за луж и веток, с приходом зимы может стать отличной трассой. Велобайки, на которых установлены эластомерные амортизаторы, могут стать очень жесткими. Оптимальный вариант – вилки с воздушно-масляными или пружинно-масляными амортизаторами. Чтобы они работали нормально, в начале зимнего сезона стоит выполнить замену летнего масла на более жидкое. Также важно регулярно чистить резиновые гофры от грязи.
Как кататься зимой
В идеале ездить по ровной поверхности. Это может быть как утрамбованный снег, так и сухой асфальт. На велосипеде с шипованными покрышками вы сможете уверенно кататься даже по льду. Правда, лихачить не стоит. Резкие торможения и маневры пусть подождут до лета.
Особенно аккуратно нужно ездить по трассе с выбитыми колеями. Легко выбраться получится только из неглубокой колеи. Если на дороге снега мало, вы сможете кататься с комфортом. Под вашим весом велосипед осядет, и его колеса получат хорошее сцепление с землей. Правда, ездить по такой трассе тяжелее, чем по сухому асфальту. На снегу глубиной более 10-15 см, рыхлом или по снежной каше велосипедисту будет сложно. Байк может «кидать» из стороны в сторону. Кроме того, часто проявляется пробуксовка колес. Держать скорость более 5-7 км/час сложно, при этом сил на педалирование уходит много. Следует быть особенно внимательным на автомобильных трассах. Лучше всего оживленные участки дорог пройти пешком.
Проезжая часть, даже если она чистится, в зимнее время становится более узкой. В правом ряду, который наиболее удобен для велосипедистов, обычно покрыт снежной кашей. Ездить по ней сложно не только на велобайке, но и на машине. Можно выбрать правый край очищенного от наледи асфальта, но это вы делаете на свой страх и риск. Помимо этого, грязь из-под колес проезжающих авто будет попадать на вас.
Важно! Особенно осторожным при катании на автомобильных дорогах необходимо быть возле остановок транспорта. Там часто появляются наледи, которые сложно заметить. Без шипованных шин высока вероятность падения в таких местах. Шлем и другая защитная экипировка не спасут, если на вас будет нестись автобус. Лучше выбирать для зимнего катания тротуары или дорожки в парках, где хорошо утрамбован снежный покров. Для оттачивания мастерства езды извилистые тропинки – то, что нужно.
Самое главное в зимнее время избегать крутых поворотов на высокой скорости, резких торможений. Несмотря на то, что в снег падать приятнее, чем на асфальт, лучше поберечь свое здоровье.