Велосипедная вилка обеспечивает фиксацию колеса и позволяет при езде поворачивать его в нужном направлении. Она в значительной мере определяет стиль и комфортность катания. Поэтому к выбору комплектующей части следует подходить серьезно.
Типы, размеры
Производители выпускают жесткие и амортизирующие вилки. Амортизационные модели снижают ударно-вибрационную нагрузку на руки, рулевую колонку, раму во время езды. Компенсируя удары, неизбежные при передвижении транспортного средства по неподготовленной трассе, они способствуют продлению срока службы основных узлов и обеспечивают комфортную езду. Амортизационные вилки используются на маунтинбайках и других велосипедах, которые ездят по бездорожью
Жесткие модели подходят только для езды по ровному дорожному покрытию. Их обычно используют на шоссейниках, городских велосипедах. Такие изделия имеют меньший вес, дешевле стоят и, в отличие от амортизационных, не нуждаются в обслуживании.
При подборе комплектующей части следует учитывать следующие факторы:
- диаметр колес (популярный размер для MTB – 26, 27,5, 29 дюймов, шоссейников – 28″, велотриалов – 20″, 24″, 26″, ВМХ – 20″);
- тип крепления тормозной системы (ободные механизмы соответствуют стандарту IS, дисковые – IS и PM, купив вилку с неподходящим расстоянием между перьями, вы не сможете ее установить).
Компоненты
Вилка состоит из следующих компонентов:
- шток (трубка, соединяющая с рамой, бывает прямой и конусовидной, имеет стандартный диаметр 2.54 см);
- корона (деталь, соединяющая ноги вилки со штоком);
- ноги (элементы, которые в амортизационной вилке входят в штаны, а в жесткой непосредственно удерживают колесо);
- дропауты (крепеж для колесной оси);
- крепеж для дисковых тормозов;
- крепеж для вибрейков (брейк боссы).
В амортизационных вилках также присутствуют:
- штаны (внешний кожух амортизаторов);
- пружина, демпфер.
Виды амортизационных вилок
По своему устройству амортизационные вилки бывают:
- пружинные;
- пружинно-эластомерные;
- пружинно-масляные;
- воздушные;
- воздушно-масляные.
Вилки с пружинным/пружинно-эластомерным/воздушным механизмом амортизации хорошо гасят удары при съездах с крупных препятствий (бордюров и т. п.), но плохо поглощают толчки при попадании переднего колеса в мелкие ямки, наезде на небольшие камни, бугры. Пружинно-масляные и воздушно-масляные отлично справляются с обеими задачами. На данный момент – это лучший выбор.
Регулировка амортизационной вилки
Настройку велосипедной вилки выполняют с учетом ее конструктивных особенностей. Единого переключателя нет, поэтому регулировка амортизационного механизма производится в соответствии с заводскими требованиями.
Lock Out – блокиратор хода вилки, превращает амортизационную вилку в жесткую (функция пригодится при поездках на дальнее расстояние по ровному дорожному покрытию).
Preload – предварительная нагрузка, функция настройки жесткости амортизационной пружины, регулируется внешним переключателем либо непосредственной заменой пружинящего элемента (разные по жесткости варианты обозначают особой цветовой маркировкой).
Compressione & Rebounde – регулировка скорости сжатия и отскока амортизационной вилки, использование данной функции позволяет быстрее проходить сложные участки, используется в основном для даунхилла, дрампа.
Extension control – регулирование длины хода амортизационной вилки, функция не пользуется популярностью, присутствует не на всех моделях.