Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)
Устанавливается на велосипеды, у которых не предусмотрена функция переключения скоростей (детские, старые модели и так далее). Также данный вид цепи надеваются на велосипеды с планетарной втулкой, выполняющей переключение передач.
При соблюдении большинства стандартных правил использования велосипеда, single-speed цепь гарантировано отслужит весь отведенный ей эксплуатационный срок. Долговечность обеспечивается тем, что цепь не подвергается нагрузкам на поперечный изгиб от переключения передач. Конструкция максимально проста: 2 звезды (малая и большая) и между ними цепь, натянутая в одной плоскости.
Материалом изготовления таких цепей служат упрочненные пластины с повышенным коэффициентом жесткости, которые при создании обрабатываются термически и химически. Как следствие, получается максимально надежной и долговечное изделие.
Такие цепи отличаются надежностью фиксации, ведь звенья цепи полностью садятся на зубцы звездочек. Вдобавок, данная конструкция уравнивает нагрузку на ролик. В результате цепь крайне редко растягивается, по сравнению с цепями на многоскоростных велосипедах.
Ширина между пластинами внутреннего звена в районе 3 мм. Между наружными границами — 8,7 - 11 мм.
Из-за отсутствия перекоса на single-speed цепях, исключаются энергопотери при прокручивании педалей, так как в системе не возникает излишнего трения.
Цепь для велосипедов с несколькими скоростями
Интегрируется в конструкцию велосипедов с функцией смены скоростей. Особенностью является наличие зазора между пластинами одного звена (в отличие от single-speed цепей). Данный зазор нужен для того, чтобы цепь могла без проблем изгибаться в боковую сторону. Как правило, такие цепи имеют меньшую ширину, из-за меньшей толщины звезд велосипедной кассеты.
Обращаем ваше внимание на то, что зубцы обеих звезд имеют частичный охват звеньев цепи. Зубцы расположены ниже для того, чтобы цепь могла без проблем переходить со звезды на звезду при переключении скоростей. Из этого следует неравномерность нагрузки на ролики, в отличие от стабильной нагрузки на single-speed цепях.
В одной из наших предыдущих статей, мы уже рассказывали, какими комбинациями передач следует пользоваться, а какими нет. Обоснованием рекомендуемых вариантов является степень перекоса цепи. Если она будет сильной, то все элементы велосипедной трансмиссии будут изнашиваться в ускоренном темпе.
На велосипедах с несколькими передачами цепь практически всегда находится в положении с изгибом. Из-за этого снижается КПД вращения педалей, а также усиливается износ комплектующих. Для данного типа звеньев характерны внутренний и внешние звенья, как и у предыдущего.
Цепи для велосипедов облегченного типа
Имеют в своей конструкции пустотелые пины с перфорацией в пластинах.
Они обладают меньшей прочностью и повышенной ценой, по сравнению с другими типами цепей, но при этом их вес ниже примерно на 20-25%. Как правило, такие цепи устанавливаются на гоночные велосипеды для того, чтобы максимально снизить общий вес.
Из-за своей конструкции, такие цепи гораздо чаще подвергаются растяжению и износу, чем вышеприведенные разновидности.
Цепи на велосипед типа Халфлинк (Half-link)
Халфлинк или же Half-link (от англ. half — половина, link — звено) — это разновидность цепей, для которых характерно повторение одного звена.
Ключевое отличие в том, что звенья таких цепей не делятся на внешние и внутренние — они все одинаковые. Средняя длина звена — 12,7 мм. Их можно без проблем адаптировать под идеально подходящую длину, поскольку можно удалить лишь одно звено (в других же цепях потребуется минимум 2). На практике же, халфлинки не отличаются долговечностью и повышенной прочностью.
Правила установки цепи халфлинк на велосипед
Широкая часть звена всегда должна устанавливаться в сторону руля. Если нарушить данное правило, то эффективность цепи значительно снизится, а скорость ее износа повысится.