Многие, увидев зимой велосипедиста, округляют глаза от удивления. На улице скользко! Холодно! Как можно кататься? Однако между летними и зимними поездками нет особой разницы. Велосипеды – универсальные и подходят для круглогодичного использования. Это доказывают жители Скандинавии: шведы, финны, датчане и норвежцы. А мы чего боимся? Несколько правил зимнего катания от опытного велосипедиста.
Зимой скользко!
Да. Но не более скользко, чем передвигаться на своих двух или ездить на машине. Техника безопасности остается такой же – отличий нет вовсе. Когда человек идет и поскальзывается, в большинстве случаев он падает либо вперед, либо назад. Велосипедист может упасть только на бок. Случиться это может вследствие таких же действий, как и при падении пешехода или заносе машины. В частности, причиной может быть резкий поворот на льду. А вообще покрышка колеса менее скользкая, чем большинство зимней обуви, что уменьшает вероятность падения у велосипедиста в сравнении с пешеходом.
Что нужно: лучший вариант – зимняя резина (когда велосипед используется часто). Однако при аккуратной езде и обычной резины с хорошим сцеплением вполне достаточно.
Что нельзя: резко изменять направление движения, и что более принципиально – «перекладывать» велосипед сильно разогнавшись. Боковой участок шин не удержит ни на льду, ни на снегу, ни на мокром асфальте – падение обеспечено. И даже зимние покрышки не выручат.
Естественно, ни в коем случае нельзя использовать «лысую» резину. Так же как и в автомобилях.
Хитрости: неровный утоптанный снег с ямками и бугорками таит в себе гораздо большую опасность, чем лед или другая скользкая поверхность. Такой эффект можно ощутить и летом: когда колесо соскользнет с бордюра, почти наверняка вы упадете. Такая преграда зимой может возникнуть внезапно и где угодно. Чтобы без происшествий преодолеть неровный участок, следует крепко держать руль и ехать прямо.
Кругом грязь!
Когда велосипедисты в качестве примера зимней езды на велосипеде приводят Скандинавию, оппоненты апеллируют тем, что у нас грязно. Спорить нечего – у нас грязно. Как бы ни звучало парадоксально, но проехав на велосипеде, вернуться домой чистым шансов больше, чем после пешей прогулки. Этому есть объяснение.
Все потому, что велосипедисты не ходят по земле. Они могут кататься в обуви, которая даже воды боится в то время, когда все остальные передвигаются в тяжелых и неудобных сапогах. То есть, у них больше шансов вернуться домой с сухими ногами, преодолев грязь, лужи и снег. Весь «удар» берут на себя покрышки-крылья, которые отсекают брызги.
Что нужно: главное требование – наличие хороших крыльев. Спортивные или укороченные не подойдут. Они должны быть большими, чтобы заднее колесо накрыть до середины, а переднее как можно дальше вперед. В противном случае, грязь будет попадать на одежду. Про езду без крыльев и говорить не стоит, тогда уж точно вы будете залиты грязевой субстанцией с ног до головы.
Хитрости: особое внимание следует уделить низу штанов. Хорошо подходят специальные зауженные велоштаны, однако их не всегда допустимо одеть (например, для поездок на работу или по делам).
Брюки в любом случае будут теряться о педали, шестерни и передачи, становясь грязными за считанные минуты. Выход из ситуации – подвернуть штаны, чтоб их край был немного выше шестерней. Чтобы не замерзнуть, следует надевать теплые гетры или гольфы, которые бы доходили до колена.
Зимой холодно!
Аргумент противников зимней езды, который не выдерживает критики. Даже в -15 можно спокойно ездить в рубашке, свитере, гортексовской ветровке и при этом будет жарко. Вовсе не удивительно. ведь езда на велосипеде - спорт, требующих серьезных усилий (конечно, когда это не прогулочная поездка).
Вспомните о бегунах или лыжниках, ведь они не надевают на себя кучу одежды и валенки, а занимаются в легкой и удобной экипировке. Во время нагрузок, организмом вырабатывается много тепловой энергии, поэтому даже не в очень теплых вещах, по морозу до пункта назначения можно доехать вспотевшим. Подбирать одежду нужно индивидуально, чтобы было не холодно и ни жарко. Как бы там ни было, вещи должны быть гораздо легче обычных зимних нарядов.
Что нужно: основное внимание следует уделить ветровке. Пуховики, куртки и свитера не подойдут – должна быть качественная легкая куртка с мембранной тканью. Хорошая одежда, заслуживающая внимания, не может стоить меньше 10 000 рублей. Отличным вариантом будет горная штормовая ветровка, которая выдержит любые порывы ветра.
Качественная, соответствующая погоде куртка – это основная одежда, которая обеспечит защиту от холода. Все остальное – второстепенно.
Критически важный момент – перчатки. Если их нет, то затею зимней езды лучше отложить. В противном вы уже через несколько минут перестанете ощущать конечности. Велика вероятность заработать обморожение. Перчатки должны быть теплыми и комфортными, чтобы было удобно переключать скорости и жать на тормоза.
Хитрости: слабое место большинства штанов – плохая защита внутренней поверхности бедра. Интимны зоны от холода спасает седло, нижнее белье, несколько слоев материи штанов. А внутренняя поверхность бедра остается на леденящем ветру, поэтому не лишним будет обзавестись термобельем. Выбирать лучше в виде шортов, в противном случае в комбинации с шерстяными гольфами можно сильно перегреться.
Оснастка велосипеда
Несмотря на кажущуюся простоту, велосипед – достаточно сложный механизм с массой подвижных деталей, которые находятся под влиянием мороза. На разные элементы транспорта холода влияют по-разному.
Тормоза
Если установлены дисковые устройства, то переживать не за что (главное учитывать, что тормозной путь увеличиться). Но если на велосипеде ободные тормоза, то во время длительного простоя при минусовой температуре они дубеют и вовсе перестают выполнять свои функции, поэтому их перед поездкой нужно прогреть. Для этого нужно потихоньку ехать и притормаживать, пока они не начнут работать. Остальные виды тормозов встречаются очень редко, поэтому и говорить о них не стоит.
Передачи
Во время простоя на морозе они, как и другие элементы велосипеда, обледеневают. Вполне возможно, что цепь сама может перепрыгнуть на другую шестерню, поэтому нужно быть осторожными. Оптимально выбрать устойчивую передачу и двигаться на ней. Вышесказанное относится только к очень низким температурам и гололеду.
Педали
На них может образоваться лед, и нога начнет соскальзывать. Когда едешь на велосипеде в теплое время года, не имеет значение, на какую сторону педали давить. Однако зимой важно следить, чтобы нога упиралась в сторону с выступами, что обеспечивает крепкое сцепление с подошвой.
Замок
Как и в автомобиле, велозамок может замерзнуть так, что открыть его будет проблематично. Выход один – отогревать. Если под рукой есть кипяток, то проблем не возникнет. В зимнее время модели с ключом более удобные, чем кодовые.
Сиденья
Неплохо будет позаботиться о наличии тряпочки, чтобы протирать его от снега.
Электрика
Большинство велокомпьютеров при отрицательной температуре «умирают». Попросту производители не рассчитывают на такие условия эксплуатации. Есть и те модели, которые можно использовать в любую погоду, но их сначала нужно поискать. Опытным путем проверено, что обычный беспроводной Cateye и O-Synce в зимнее время не включаются.
Сигнал
Обычный звонок, который имеет вращающуюся часть, замерзает и перестает работать. «Дуделке» холода нипочем. Правда тембр ее меняется, но остается громким.
Как ездить и ухаживать
Безусловно, у зимнего вождения есть множество отличий от летнего. На скользкой дороге нельзя резко менять направление езды, и перекладывать велосипед – об этом уже было сказано.
Но существуют и другие правила:
Соблюдайте дистанцию и сильно не разгоняйтесь. Слякоть удлиняет тормозной путь примерно вдвое. Если перед вами неожиданно возникнет препятствие (выскочил человек или машина), то затормозить не успеете.
Продумывайте маршрут. Нужно выбирать расчищенные дороги, даже если путь в итоге окажется длиннее. По заснеженным путям проехать довольно проблематично.
В помещение нужно подстелить под велосипед тряпку, чтобы туда стекала грязь и вода.
Вовремя смазывать подвижные детали. Делать это нужно значительно чаще, чем летом, ведь все они практически постоянно находятся в воде.
В зимних поездках не велосипеде нет ничего страшного. Просто стоит учитывать, что в каждое время года есть свои особенности.