Тензометр — прибор, с помощью которого замеряют деформацию на определенной точке, а также производимое на нее напряжение внутри какого-либо устройства, изделия. Есть следующие типы оборудования:
· индуктивные;
· механические;
· струнные;
· резистивные;
· емкостные.
Когда речь идет о велосипедах, функция тензометра обеспечивает представление о том, насколько сильно натянуты спицы. Используются чаще всего механические устройства, доказавшие свою максимальную эффективность в этой ситуации.
Как работает велосипедный тензометр
Тензометр работает по доступному и очевидному принципу. Если спица натянута достаточно сильно, то она не может изгибаться, когда к ней прилагают усилие в поперечном варианте. Механический прибор отслеживает этот эффект.
Измерение натяжения означает для спицы, что она зафиксирована между двумя противолежащими местами на приборе. Усилие оказывается посередине. Оно влияет на изгиб. Мерная пружина замеряет это третье усилие, произведенное подвижной точкой. Пружина располагается на обратной стороне прибора.
По мере того, как увеличивается отклонение спицы от прямой, показывается на механическом тензометре цифра. Большое натяжение означает, что отклонение будет минимально, ведь и прямая останется прямой. Однако если происходит спад напряжения, то тензометр покажет это в виде увеличивающегося числа отклонения. Есть особая таблица, помогающая определить натяжение. Она прилагается к тензометру.
Что обеспечивает натяжение спиц
Спицы, располагающиеся на колесе, нужно натянуть для обеспечения жесткости и прочности велосипедного колеса. При этом, сама сила натяжения может различаться в зависимости от типа спицы, различных материалов, профилей. Имеет значение то, как ездит владелец транспортного средства.
Хорошие колеса сразу же продаются с указываемым напряжением. Это одна из характеристик, предлагаемая брендами-производителями высокого уровня. Если же колесо «ноунеймовое», то придется брать некие усредненные значения из таблицы тензометра. Ориентироваться можно на толщину спицу, а также на материал, из которого она сделана.
Натяжение непосредственно действует на жесткость и скручивание колес. Если спицы показывают высокое натяжение, то сгибание колеса поперечно практически невозможно. Такие колеса называют «заспицованными», и они дают существенный бонус к возможности разогнать велосипед до высокой скорости. Гонщики натягивают спицы настолько, насколько это вообще возможно.
Но сильное натяжение негативно влияет на прочность. Поэтому максимальные уровни не рекомендуется при стандартной (не гоночной) эксплуатации велосипеда.
Если натяжение очень велико, то страдает от перегрузки не только спица. Также изнашивается обод. Выше риск того, что колесо повредится из-за разрыва. Если не слишком туго натянутая спица окажется поврежденной, она пойдет «восьмеркой», что неприятно, но не фатально. При избыточном натяжении портится профиль, а это практически приговор. Наряду с лопнувшим ободом. Колесо придется выкидывать.
Одним словом, спицы не должны быть ни слабыми, ни чрезмерно туго натянутыми. Но главный момент, обеспечивающий долгую эксплуатацию этой части велосипеда — равномерность. Если одна перетянута, а другие слабые, то скоро лопнут.
Можно проверить натяжение даже без тензометра. Для этого надо потрогать несколько спиц. Им следует слегка гнуться по направлению друг к другу, а если ничего не происходит при нажатии, то это означает избыточную перетянутость.
Также необходимо проверять обод. При необходимости его выпрямляют, но попытки исправить восьмерки с помощью натяжки спиц, только добавят проблем и приведут к поломки детали.
Средние значения натяжения спиц — это оптимальная опция для пользователя велосипеда, который не считает себя гонщиком. Есть также возможность использовать интернет, чтобы найти приложения и диаграммы. Они помогают определить идеальное натяжение для спиц в зависимости от модели или, если производитель колеса неизвестен, то от вида, размера и других характеристик (толщины, сечения, материалов).
Для тензометров TM-1 подойдет адрес Parktool.com/wta.
Спицы будут утрачивать исходное натяжение по мере эксплуатации велосипеда. Каждый удар при вращении влияет на этот процесс. Поэтому натяжение придется надо проверять время от времени, используя для этого специализированные приборы — тензометры, а не пытаясь работать «руками» или действовать «на слух».