Это комплексная система, которая имеет три основных детали. Первая — “собачка”, она же фиксатор, пал, стопор. Отвечает за непрерывное вращательное движение в одну сторону, а в другом — блокирует движение. Вторая — зубчатое колесо, его еще называют шестеренкой, обгонной муфтой. Колесо представляет собой зубчатую деталь, которая скошена в обратную сторону от направления движения шестеренки. Несимметрично расположенные зубчики способствуют улучшению скольжения “собачки”, а также уменьшает шумность. Это же обеспечивает надежное зацепление в момент движения в обратную сторону.
Обычно в велосипеде зубчатое колесо называют именно обгонной муфтой. Третья деталь – прижимная пружина. Она прижимает фиксатор к муфте. Но также иногда задачу пружины выполняет упругая пластинка.
Принцип работы механизма специфичный. Когда педаль вращается вперед через цепь, усилие вращения передается на кассеты, они же трещетки. От трещетки усилие передается на заднюю втулку.
Фиксатор цепляется за зубья муфты. За счет этого создается единая система, что способствует передаче усилия прямо на заднее колесо. Если педали не крутить или же вращать их назад, то фиксаторы будут скользить по зубьям муфты. Такие движения не будут передаваться на колеса.
Храмовый механизм издает характерный звук при работе. Звук можно сравнить с щелканьем собачек по зубьям муфты. Если фиксаторы стачиваются или же пружинка выходит из строя, цепь прокручивается на задней втулке. Как видно, принцип работы несложный.
Известнейший японский бренд велосипедного оборудования Shimano производит широкий перечень деталей. Компания предлагает комплектующие для различных типов велосипедов, включая МТ, электрические байки. Класс оборудования всегда отображается непосредственно на детали.
Что отображает класс оборудования?
Стоит отметить, что ассортимент оборудования “Шимано” имеет разделение на уровни. Класс отличаются не только качеством, но и назначением детали. Каждый класс имеет разделения на бюджеты и премиальный сегмент. Бюджетные детали предназначены для установки на любые модели велосипедов, которые не предназначены для агрессивной езды. Премиум сегмент отличается более высоким запасом прочности и менее прихотливой эксплуатацией.
“Шимано” производит и оборудование для соревнований мирового уровня. Такие детали можно устанавливать и на обычные велосипеды, но при обычном катании профит будет мало заметным.
Класс оборудования нужен для определения специфики применения. Например, есть шоссейные, горные, городские велосипеды, отличительные характеристиками. Где-то выше проходимость, какой-то велик весит меньше. Например, если деталь создана для шоссейника, а вы пытаетесь поставить ее на МТВ, то это можно сделать. Но есть нюанс — в процессе эксплуатации могут возникнуть проблемы, например, не будет переключаться передача или произойдет заклинивание.
Можно использовать другой класс оборудования?
Да. Кардинальный конструкционных отличий нет. Речь больше идет о совместимости комплектующих. Например, одно дело поменять педали, а другое — замена кассеты на другую деталь, имеющую большее количество звезд и звеньев. В таком случае придется полностью менять трансмиссию.
Если вы хотите модернизировать велосипед, то сперва лучше посоветуетесь с веломехаником. Он подскажет, поможет подобрать детали к велосипеду, которые не вызовут проблем с эксплуатацией.