Каждый вид транспорта рано или поздно потребует обслуживания. Велосипед, безусловно, устроен проще, чем автомобиль или даже мотоцикл. Но при этой внешней простоте требовательность у такого вида транспорта достаточно высока. Поэтому требуется постоянно присматривать и следить за возможными неисправностями. Только тогда езда будет оставаться безопасной и приятной. Существуют также профилактические работы — это и мойка, и смазка, и чистка. Они направлены на то, чтобы велосипед прослужил как можно дольше. Большинство владельцев вполне способно выполнять рядовые задачи по обслуживанию двухколесного транспорта. Но при более серьезных поломках надо обращаться к специалисту по ремонту.
Что надо делать с велосипедом в первую очередь
Залог долгой службы транспорта — правильный уход. А он начинается с чистоты и использовании нужного количества смазки. Процедура не представляет сложности, но существенно влияет на велосипед, обеспечивая ему длительный срок эксплуатации. Необходимо регулярно выполнять следующие мероприятия:
· мытье — очистка от пыли, грязи, особенное внимание надо обращать на такие детали, как переключатель, кареточный узел, втулки;
· удаление смазки, а также нанесение свежей;
· удаление коррозий сразу же после их появления;
· проверка крепежа соединений, своевременная их подтяжка.
От владельца таже потребуется организовать грамотные условия хранения велосипеда. Например, балкон подходит крайне плохо — потому что там холодно и влажно, а это сокращает срок жизни транспортного средства. Не очень хорошо подойдет и подвал, поскольку там обычно грязно. Окружающее пространство должно быть чистым. Допускается хранение в разобранном виде, а также желателен специализированный чехол. Он обеспечит герметизацию, защищая от влаги и коррозии. Велосипед в чехле нетрудно повесить, например, на стену. Для этого есть особые крепежи. Это легкий способ уменьшить занимаемое пространство. Ну и обязательно надо следить за надежностью, чтобы не упал.
Какие инструменты потребуются для ремонта
Если проводятся технические работы, нужно использовать соответствующий инструментарий. Рекомендуется всегда иметь под рукой следующие:
· отвертки крестового и шлицевого типа;
· ключи разных размеров, в том числе гаечные, шестигранные, они продаются наборами;
· ножницы, пассатижи;
· различные хомуты;
· насадки на торец;
· комплекты для ремонта шин, а также насос для подкачки воздуха.
Это базовый набор, хранить который должен каждый владелец велосипеда. Ремонт, который можно осуществить этими инструментами, несложный. У профессионалов набор расширенный, включает дозиметры масла, мойку для цепи, устройства для ремонта тормозов и многое другое. При желании рядовой пользователь также может докупить эти инструменты.
Также важны расходники, среди которых смазки, средства для очищения, тросы, пружины, герметики. Замена производится достаточно часто — зависит от интенсивности езды на велосипеде.
Колеса, подвеска и рама
Рама — это базовый корпус велосипеда. Она выступает основным «скелетом» или каркасом. К ней производится крепления всех остальных деталей, а также именно рама принимает на себя вес пассажира и его поклажи. Поэтому при интенсивной эксплуатации происходит деформация, так называемая «усталость в стыках». Ухудшается состояние рамы, если владелец падает, возит тяжелые грузы и т.д. Также эта деталь производится из металла, следовательно, имеет высокую подверженность коррозии. Надо ее часто смазывать, осматривать и т.д. Если появляются трещины и разломы — дома не исправить, надо везти велосипед на ремонт.
Также часто страдают колеса, которые подвергаются изгибам обода, деформации. Эта проблема может быть решена за счет коррекции спицевого натяжения, для чего потребуется соответствующий ключ. Обязательно необходимо постоянно отслеживать, какой уровень давления в шинах. Поддержка лучших показателей — это способ избежать искривления.
Еще одна важная деталь — втулка колеса. Она требует ухода в виде мытья, которое обязано быть аккуратным, без интенсивного напора. Также надо менять смазку вовремя. Вилка спереди тоже требует очистки, смазки, замены уплотнительных деталей. Порой может потребоваться замена пружины, особенно если амортизатор нельзя отрегулировать.
Трансмиссия, руль, тормоз
Колодки руля и пром-подшипники надо смазывать достаточно регулярно, чтобы не появлялось коррозии. Если шарики насыпные в рулевой части, то могут понадобиться процедуры по замене внутренних элементов — они осыпаются со временем. Также нужно поддерживать гигиену.
Тормозная система требует особого внимания владельца. Ведь она обеспечивает безопасность. Проверяется:
· колодки;
· гидравлика;
· подвижные узлы;
· тормозная поверхность;
· тросы.
Детали требуют регулярного осмотра, позволяющего вовремя отследить изношенность, целостность и другие тонкости состояния. Это надо делать два-три раза в неделю, в зависимости от того, насколько интенсивно вы эксплуатируете велосипед. Поставьте настройки на колодках минимальный зазор, чтобы позволял ездить и не тормозил — тогда система будет безопасной и эффективной одновременно. Следите, чтобы не было дефектов на ободе, а также за его чистотой.
Также обязательно отслеживайте, в каком состоянии находятся тросы, насколько они натянуты. От них зависит, насколько быстро и точно сработают тормоза. Чем быстрее — тем лучше, в идеале реакция мгновенная.
Если предусмотрена гидравлика, то нужно отслеживать, чтобы линия сохраняла свою функциональность. Сложности появляются, когда загрязняется жидкость либо внутрь попадает воздух. Нужно использовать инструмент для очистки и удаления воздуха.
Переборка трансмиссии подразумевает:
· тестирование подшипников, смазку узла, при необходимости — замену;
· тестирование шатунов, также замена если надо;
· смазывание цепи, а также очищение от грязи;
· тестирование звезд, при необходимости — с заменой;
· осмотр переключателей с их регулировкой.
Вам потребуются съемники, чтобы убрать шатуны и каретку. Пара шатунов должна всегда оставаться в безупречном состоянии, не допускаются ни трещины, ни другие дефекты. Обязательно обращайте внимание на подшипники каретки. Не забывайте смазывать.
Если вы будете ухаживать за цепью, то это увеличит продолжительность жизни кассет. А они достаточно дороги. Вы должны самостоятельно научиться снимать цепь, используя замок или выжимки. Желательно научиться проводить замену звезд. Важно проверять и при необходимости обслуживать трансмиссию.
Что может сделать мастер
Иногда не получается самостоятельно решить все проблемы с велосипедом. Тогда лучший способ — обратиться к мастерам, которые занимаются ремонтом профессионально. В мастерской есть необходимые инструменты, а у специалистов — соответствующий опыт, помогающий решить даже сложные и нестандартные задачи, связанные с поломкой транспортного средства. Ремонт и обслуживание, который выполняют профи, также будет более эффективным. Вы можете проводить регулярные осмотры в мастерской, включая мелкий ремонт, что заменит самостоятельную починку велосипеда.