Отличие трещоток и кассет
Трансмиссия велосипеда с переключением скоростей используется два механизма — трещотка и кассета. Какой из них предпочтительнее, желательно понимать велосипедистам. Есть плюсы и минусы у каждого.
Трещотки
Для велосипедов сначала появились трещотки, а затем уже кассеты. Трещотка — это набор звезд, в которых есть храповый механизм. Он накручивается на резьбу на задней втулке. Компоненты трещотки включают:
от шести до восьми звездочек, которые собраны в одно целое, зубьев бывает от 13 до 34;
· устройство свободного хода — храповик, пружинки, собачки, чтобы прокручиваться только в одном направлении;
· подшипник;
· кольцо резьбовое, чтобы можно было навинтить на втулку заднего колеса.
Если звездочки ломаются, обычно меняют всю трещотку. По отдельности восстанавливать детали дороже, это делается реже.
Кассета
Она надевается на барабан специальной втулки на заднем колесе. Крепление производится при помощи шлицевого соединение, а также производится фиксация гайкой. Отверстие в середине подразумевает особые выемки, предназначенные для выступов на поверхности барабана. Он расположен на задней втулке.
Кассеты чаще можно увидеть на более дорогих велосипедах, поскольку они отличаются легкостью, надежностью, их легче отремонтировать. Для свободного хода и использования кассет создается специальная муфта свободного хода. Она включает собачку, храповик, пружинку. Расположена в барабане задней втулки.
Имеется специальная зажимная гайка, которая гарантирует прочное крепление кассеты на шлицах. Она смазывается резьбовым герметиком, чтобы не отвинчивалась.
Звезд в кассете от 7 до 11. В маленьких 11 зубьев, большие содержат до 36. Хотя встречаются и с 10 и 42 зубьями. Стоимость таких устройств выше, чем обычной трещотки.
Сейчас можно найти 12-скоростные трансмиссии, которые содержат звезды с 10-50-зубьями. Кассеты также могут различаться в зависимости от конструкции, у каждой есть свои преимущества и недостатки.
Кассетные втулки и для трещотки
Конструкционные особенности кассеты и трещотки подразумевают различные типы задних втулок. Трещотку не получится просто поместить методом накрутки на ту, которая используется для кассеты и наоборот.
Для трещоток втулки с резьбой, для кассет — есть барабан, а на нем — выступы шлицевого соединения с кассетой.
При эксплуатации важную роль играет то, что у кассет подшипники помещаются по краям втулки. Это помогает переносить большие нагрузки, если велосипедист тяжелый (до 100 кг). Либо если помещается большой груз на багажник, либо если наблюдаются серьезные нагрузки на заднее колесо.
Если же установлена ось на втулках для трещоток, то она может погнуться, потому что подшипник расположен под первыми звездами, дропауты воздействуют на осевые края. Поэтому давление получается больше, чем при использовании кассет. Это приводит к изгибу, а иногда и поломки оси.
Но при приобретении кассет надо обязательно рассчитать, есть ли совместимость со втулками.
У трещотки механизм свободного хода размещен внутри, шарики маленькие. Они выдерживают относительно небольшую нагрузку. Места больше, шарики крупнее у кассет, а значит, они более выносливые. В дорогих моделях на кассетах стоят промподшипники, что обеспечивает надежность механизма свободного хода.
Плюсы и минусы кассет и трещоток
У трещоток есть один важный плюс — доступная стоимость. Они всегда дешевле, поэтому их ставят на детские, подростковые и просто недорогие велосипеды.
Если ездить без серьезных нагрузок, то трещотка вполне справляется. Но при необходимости переноса большой массы, повышенной скорости, появляется необходимость использовать более дорогие кассетные модели.
Также у трещоток есть недостаток в виде плохой ремонтопригодности. Они устанавливаются с правосторонней резьбой, а когда велосипедист едет, он закручивает деталь еще плотнее. Поэтому чтобы снять, надо специальный рычаг и большое усилие.
Кассеты и снимаются проще за счет конструкции, не связанной с движениями пользователя велосипеда, и в принципе лучше ремонтируются. Понадобится съемник и хлыст, чтобы это сделать. Первый инструмент вставляется в кассету, затем на большую звезду накидывается цепь хлыста. По мере того, как удерживается кассета, можно открутить прижимную гайку.
Для опытных велосипедистов важный момент — количество зубьев на самой маленькой звезде. У кассеты их 11, у трещотки — 13 или 14. На кассете благодаря этому всегда получается ехать быстрее при одном и том же вращении педалей.
Если подводить итоги, то трещотки — для недорогих велосипедов, где не так принципиальна скорость и прочность. Кассеты обходят по всем этим параметрам, но нужно быть готовым отдать соответствующую сумму за более прочное, быстрое, долговечное и легкое в ремонте решение.