Когда производится замена деталей на велосипеде, иногда появляется неприятный момент — резьба на самой оси педали и в шатуне, на который устанавливается, не совпадают. Это не связано с тем, левая или правая деталь. Особенности относятся к базовым характеристикам.
Эта проблема чаще всего касается старых велосипедов, которые были изготовлены еще в СССР, особенно если на них пытаются поставить новые педали. Попробуем понять, что делать в этих случаях.
Стандарты резьбы на осях педалей
Всего имеется три варианта резьбы на осях педалей:
1. 9/16*20tpi (она же 14.29 мм на 1.27 мм). Она в настоящее время наиболее широко распространена. Диаметр равен 14.29 мм, а показатель в 20 tpi подразумевает, что на один дюйм есть 20 витков. Шаг резьбы — 1,27 мм. Это стандарт для современных велосипедов.
2. Старый метрический стандарт с диаметром 14 мм, шагом 1,25 мм. Его применяли в СССР, хотя сам он называется «французским».
3. Третий — американский, внешний диаметр резьбы от 12,4 до 12,7 мм, используется для детских велосипедов, а также вы с ним столкнетесь, если купите модель, произведенную в США для внутреннего рынка.
Третий отличается довольно сильно, что заметно невооруженным глазом. А вот первые два очень похожи. Но можно отличать педали, которые имеют некоторые различия в конфигурации. Особенное внимание стоит обратить на детские велосипеды. В педалях на них иногда даже не бывает шатунов, вместо чего используется изогнутая трубка из стали. Американский стандарт подразумевает как раз такое решение, хотя в описаниях могут указывать, что диаметр оси педали 13 мм или полдюйма.
Взаимозаменяемость педалей
Есть несколько моментов, которые стоит помнить по поводу возможности заменить детали при возникновении необходимости.
Если попытаться поставить современную модель в советский транспорт, то это может не получиться. Модели с отсутствием совместимости: ХВЗ, Аист, Украина, Кама, Урал, Орленок и другие. Разница в размерах, казалось бы, невелика — 14,29 мм против 14, в шаге 1,27 и 1,25 соответственно.
Однако у вас получится завернуть всего один или два оборота. Проблема заключается в высоте. Если же вы будете пытаться «настаивать» на вкручивании, то скорее всего, повредите современную педаль. Ведь сейчас детали делают менее прочными, чем в советское время.
Что можно сделать без применения грубой силы, от которой все равно нет никакого толку:
1. Менять шатуны или систему целиком.
2. Отыскать педали, произведенные в СССР, но это непросто.
3. Сделать новую резьбу в шатуне, используя метчик. Если есть хороший мастер и инструмент — задача вполне реальна.
4. Использовать особые футорки, втулки для подобных задач. Это поможет запрессовать или вкрутить дополнительную деталь, а уже на нее накручивать педаль. Но придется использовать токарный станок — усилий потребуется немало.
5. Есть вариант уменьшить резьбу на педали. Но ее нужно разбирать, вытаскивать, также обтачивать на станке. Это трудно.
Как видите, задача решаема. Но не без определенных проблем и сложностей.
Если существует необходимость поставить старую деталь в новый велосипед, то это можно сделать. Высота резьбы не так велика, поэтому в шатун входит достаточно спокойно. Однако большую роль играет степень износа — скорее всего, советская педаль уже использовалась и новой не является. Точность изготовления тоже может быть не слишком высокой.
Нужно иметь в виду, что последние витки будут очень туго идти. Педаль будет держаться. Однако есть варианты с достаточно серьезным люфтом, и в этом случае лучшее решение — все-таки не использовать старую педаль на новом велосипеде.
Американский стандарт и обычный велосипед
Сложностей даже больше, чем с советским. Педаль с американским стандартом можно поставить на велосипед обычного современного типа, но она будет болтаться. Это сделает велосипед непригодным для езды.
Как и в случае с советским оборудованием, решается вопрос проще всего резьбовым фитингом или втулкой. Наружная резьба должна быть на 9/16"×20tpi (или М14×1,25мм для советского велосипеда), тогда как внутренняя — 1/2"×20tpi. Эта дополнительная деталь помогает установить педали, решив таким образом проблемы совместимости.
Втулки похожего типа есть и под запрессовку. Сначала растачивается отверстие, расположенное в шатуне, затем помещается втулка для ремонта. Делать это не так просто, потребуется немало труда и времени.
Не всегда современные велосипеды и их детали отличаются идеальным качеством. Особенно если они производятся в Китае. Точность также может страдать. Поэтому даже современные педали на современный же велосипед не всегда устанавливаются идеально.
Поэтому всегда лучше покупать дополнительные детали с предварительной проверкой сразу же на месте. Иначе проблемы могут возникнуть даже на системах «современный-современный» велосипед.