Кассета и трещотка – два основных механизма, которые используются в трансмиссии велосипеда при переключении передач на заднем колесе. И если разницу между ними мы уже обсуждали в другой статье, то сегодня детальнее рассмотрим кассету – какие виды бывают, из какого материала производятся и какими конструкционными особенностями обладают.
Современные кассеты на многоскоростных велосипедах оснащены звездочками, количество которых варьируется от 5 до 12. Среди самых популярных моделей выделяют 9, 10 и 11 скоростей.
Если говорить о горных велосипедах, их разнообразие еще шире, ведь здесь кассеты отличаются количеством зубьев – по 10-12 на маленькой кассете и около 50 на большой. На кассетах, которыми оснащают шоссейные велосипеды, бывает от 11 до 24 зубьев.
Велосипедные кассеты по конструкции бывают:
спейсерными;
разборными;
блочными/цельнофрезированными (OpenGlide);
на нескольких пауках;
на одном пауке;
X-Dome.
Рассмотрим детальнее каждый вид.
Спейсерные кассеты
Они представляют собой набор звезд, разных по диаметру. Их скрепляют шпицами с барабаном, сделанным из алюминия или стали. Чтобы разделить звездочки одну от другой, берут спейсеры – специальные разделители из металла или пластика, и имеющие одинаковые параметры толщины. Обычно разделители имеют круглую форму, но некоторые модели велосипедов оснащают звездообразными спейсерами или спейсерами с вытянутыми лучами.
Преимущества такой кассеты в ее доступной цене и возможности полноценного разбора в случае замены или износа. Отметим, что спейсерные кассеты тяжелее аналогов.
Есть и недостатки. Если в кассете установлен алюминиевый барабан, есть вероятность поломки звезды, сделанной из стали. Усилие со звездочек передается на барабан, и не всегда соединение выдерживает такую нагрузку. Выход есть – можно использовать более крепкий стальной барабан.
Разборные кассеты
В этом случае все звезды выступают отдельными деталями, которые соединены винтами или заклепками. Такая кассета считается очень бюджетной, но тяжелой. Преимущество в том, что в случае износа или поломки деталь меняется.
Все звездочки соединены одна с другой и нагрузка распределяется по ним. Это говорит о том, что давление распределяется равномерно по всей длине шлицов, расположенных на барабане.
Кассеты OpenGlide (цельнофрезированные)
Своим появлением конструкция обязана компании SRAM. Кассета производится из цельной стали и выглядит следующим образом – полый усеченный конус, оснащенный определенным количеством зубьев на каждой звездочке. Есть крышка для закрытия конуса. Барабан и кассета связаны в двух местах – на крышке из алюминия и на вершине конуса.
Кассеты этого вида производятся путем фрезировки. Так как такой метод является не только продолжительным, но и дорогостоящим, сама деталь тоже стоит немало. И это ее единственный недостаток. Из преимуществ – минимальный вес.
Когда деталь находится на этапе производства, на ней фрезеруются дополнительные пазы и отверстия между звездами. Это нужно для того, чтобы сократить вес и отводить частицы грязи, которым попросту не за что зацепиться.
Когда на велосипед устанавливают кассету, на втулку надевают защитную трубку из алюминия. Она крепится к алюминиевой крышке и звезде, имеющей самый маленький размер. Трубка способствует защите механизма свободного ходу втулки. Кассеты такого типа актуальны только для велосипедов, относящихся к категории шоссейных.
На нескольких пауках
В этом случае в ход идут пауки, предназначенные для разных скоростей. Звездочки с минимальным количеством зубьев идут отдельно. Бывает, что конструкции оснащены 2-4 звездочками – тогда она производятся цельнофрезированными из сплава титана или цельной стали.
Конструкция имеет небольшой вес. В силу того, что звездочки идут отдельно друг от друга, их легко менять в случае износа.
На 1 пауке
Если мы говорим о кассете на 1 пауке, должны отметить, что каждую звездочку крепят к единому шлицу. Все это напоминает паука, чьи лапки имеют форму лесенки. Каждая ступенька отвечает за свою скорость.
Крутильное усилие передается на барабан, поэтому на его шпицы осуществляется небольшая нагрузка. Чтобы вес конструкции был еще меньше, производители используют алюминиевые сплавы.
Кассеты X-Dome
Такие кассеты имеют две крайние звезды, которые производятся отдельно, и средние, изготавливаемые как единый блок. Самая большая, она же первая звезда, производится из сплава титана или алюминия, чтобы конструкция была облегченной. Маленькая звездочка идет с шлицами, необходимыми для крепления свободного хода на барабане. Что касается звезд, расположенных в середине, они готовятся из цельной стали и скрепляются с маленькими и большими звездочками. Так получается готовая к использованию кассета.
В итоге получается, что конструкция состоит из следующих компонентов:
самой большой и самой маленькой звезды;
легкой трубки из алюминия, которая защищает от грязи механизм свободного хода втулки;
гайки, необходимой для крепления кассеты;
единого блока звезд, которые находятся в середине.
Когда осуществляется производство среднего блока, прибегают к методу фрезировки. Чтобы сократить вес и исключить появление грязи на поверхности делают отверстия дополнительно.
Если сравнивать с остальными, то кассеты этого типа считаются самыми дорогостоящими. Их используют во всех велосипедах, в том числе шоссейных и горных.
Отмечается, что основной недостаток – сильный шум цепи во время езды из-за полого центра кассеты. Производители устанавливают между зубцами эластомеры, чтобы минимизировать шум, устранить вибрацию и при этом не увеличивать вес конструкции. Так потребители получают тихий и легкий механизм.