Если у человека значительный собственный вес, то велосипед не для пользователя с такой комплекцией. Такое предубеждение распространено и даже имеет объяснение. Велосипед якобы может попросту сломаться под весом собственника. Однако это не более чем заблуждение. На самом деле использовать велосипед и как средство передвижения, и для получения эмоционального заряда могут все пользователи, независимо от веса и комплекции. Попробуем объяснить почему это так и почему общение с велосипедом допустимо и полезно всем желающим. И начнем с самого распространенного заблуждения – невозможности ездить при большом весе.
Вес для владельца велосипеда: оптимальные показатели
Ответим на самый распространенный вопрос среди потенциальных пользователей велосипедной техникой: каким должен быть допустимый и критически большой вес для владельца двухколесного транспорта. Какие должны быть показатели. Любой велосипед за исключением детского, рассчитанного на определенный возраст человека, может спокойно выдержать 100-120 кг нагрузки. И это только базовые параметры. Есть велосипеды с усиленными рамами и улучшенными параметрами для перевозки снаряжения.
Здесь следует сделать все же важное примечание – китайские, турецкие производители изготавливают раму с использованием сомнительных технологий. Поэтому гарантию прочности велосипедов можно дать только в отношении конструкций, которые предлагает наш интернет-магазин. Подсчет веса будем делать на практических примерах. Перевозимый велосипедом вес может рассчитываться таким образом:
● вес самого велосипедиста – до 90 кг;
● конструкция велосипеда – приблизительно 15-20 кг;
● походное снаряжение –15-20 кг.
Все вместе – не более 120-130 килограмм. И это только усредненный показатель. В большинстве жизненных ситуаций, практика показывает, что вес самого байкера – не самый основной показатель.
Рассмотрим типичный пример использования велосипеда – папа с весом около 100 кг, ребенок, с весом около 20 кг и рюкзак с вещами для велопохода – плюс 10 кг. А также плюс конструкция велосипеда – 20 кг. В итоге – 150 кг нагрузки, а велосипед как ни в чем ни бывало продолжает радовать семью возможностью отдыхать на природе.
Есть и другой пример – житель сельского региона перевозит несколько мешков картошки по 25 кг на своем велосипеде. При этом у самого собственника транспорта вес до 90 кг. Нагрузка на велосипед – до 130 кг. И это обычный режим эксплуатации.
Поэтому можно сделать очень простой вывод не только исходя из эксплуатационных характеристик велосипеда, но и из практики– такие перевозки допустимы, и они настолько же надежны, как и поездки “спортивных” людей. Велосипеды «Дорожник», и на популярных изделиях линеек Discovery, Formula, имеют номинальную, то есть обычную для ежедневного применения нагрузку в пределах 100-120 кг. Чего вполне достаточно как для велопоходов, так и для значительных грузов в домашнем хозяйстве.
Если собственный вес пользователя свыше 100 кг, тогда нагрузка на конструкцию становится значительной. Поэтому колесо, цепь и другие элементы могут получить больше шансов стать неисправными. Колесо – из-за удара и большой нагрузки, получит “восьмерку”, а цепь получает значительный износ и в итоге может сломаться.
Производители велосипедов нашли способ сбалансировать потребности пользователей и возможности конструкций. Если велосипедист потенциально вести 120 кг можно использовать для поездки трехколесные велосипеды. Они могут транспортировать даже до трети тонны и более. Вес пользователя составляет при этом может составлять даже 190 кг. Использовать такие специализированные и комфортные велосипеды можно для микро-бизнеса, реализации товаров на выезде, рекламирования продукции или услуг и других целей. Трехколесные велосипеды очень комфортны. Ними могут пользоваться все, кому сложно справиться с двухколесной версией. У трехколесной конструкции не нужно высоко поднимать ноги, постоянно поддерживать равновесие. Такой велосипед могут использовать люди, которым противопоказаны значительные физические нагрузки, но они хотят поддерживать себя в форме и не против полезных прогулок с велосипедом. Больше о возможностях трехколесных треков можно прочитать в специальной публикации о велотранспорте для людей с весом от 110 кг, для тех, кто уже в возрасте, имеет инвалидность, заболевание, например ДЦП. Далее поговорим об “обычных”, то есть двухколесных версиях.
Для человека с большим весом наиболее подходящий вариант – горный или классический городской велосипед. Однако в этом случае следует обратить внимание на несколько моментов, которые важны при выборе конкретной модели. Кстати, эти советы пригодятся тем, кто хочет приобрести велосипед-«грузовик» для длительного велопохода или для использования в бытовых условиях для перевозок в селе.
Рама для полного велосипедиста
Чтобы усилить конструкцию велосипеда и получить возможность перевозить большие грузы, используют раму образца хардтейл. Жесткость рамы обеспечивается отсутствием заднего подвесного механизма.
Еще один совет для этой категории пользователей – выбрать велосипед типа Dorozhnik Retro, то есть с низкой посадкой. Это упростит использование этой категории собственников велосипедов и обезопасит от ненужных рисков и травм.
Лучше всего остановиться на самых прочных вариантах материалов для изготовления рамы – стальная или обычной прочности алюминиевая. Желательно, чтобы рама была произведена или сформована из проката с увеличенной толщиной. Практически любые нагрузки выдержит рама из титанового сплава. Это можно сказать идеальный вариант для такой ситуации, хотя следует сбалансировать возможности и ценовую нагрузку.
Стальная рама в этом случае намного надёжнее, чем другие варианты изготовления основы велосипеда. Если произойдёт повреждение, рама получит изгиб, появиться трещина, но рама не разрушиться в один момент. Её можно заварить и использовать дальше. В то же время если рама изготовлена из алюминия или высокопрочного, но хрупкого карбона, повреждение может привести к травме – конструкция расколется. Карбоновая основа ремонту не подлежит, а алюминий достаточно сложно восстанавливать и сваривать.
Конструкция рамы должна быть из баттированных труб, то есть в раме нельзя использовать переменную толщину конструкции. Если это велосипеды, не предназначенные для грузовых перевозок, такой способ снижения веса допустим и даже полезен. Но в нашем случае батированные рамы могут стать причиной аварийной ситуации.
Опция с усиленным треугольником на подседельной трубе, а также усилением прочности труб на рулевой части – тоже хороший вариант для “весовых” велосипедов. Такие опции есть, например, у моделей Discovery Trek DD.
Есть еще один вариант рамной конструкции с усиленной геометрией, состоящей из трех треугольников. Это очень хорошее решение для перевозки большого веса, где ни удары, ни большие нагрузки сверху не страшны.
Двухподвесной трек Formula Rodeo DD можно применить как «грузовой» вариант. Но при этом придется немного модернизировать вручную. Прежде всего – улучшить амортизацию задней части и поставить более мощный обод и применить покрышки увеличенной ширины.
Колеса, обода
Вес пользователя на велосипедном транспорте распределяется неравномерно – управляющее колесо берет на себя 35% нагрузки, а ведущее заднее – 65%. Именно поэтому задняя часть конструкции должна иметь лучшее усиление.
Если есть возможность приобрести велосипед с двойным/тройным ободом, то это было бы лучшим вариантом. Желательно покупать обода с широким профилем минимум на 1,95 дюйма.
Обод всегда будет принимать наиболее жёсткие удары и увеличенные нагрузки по сравнению с другими частями велосипедной конструкции, соприкасаясь через шины, с дорожным покрытием. Учитывая вес пользователя и то что сам велосипед будет достаточно сильно нагружен, поездка по неровной дороге, с камнями, ухабами, может закончиться появлением “восьмерки” или другими поломками.
Трещины возле пистонов обода – сигнал для замены и покупки более мощной версии обода.
В целом обода современных велосипедов достаточно устойчивы к экстремальным нагрузкам. Как пример – эксперимент веломеханика, который установил на автомобиль колесо с 36 спицами вместо обычного автомобильного. Как показал этот эксперимент, вес Toyota Corolla и нагрузка 245 кг – реальный показатель для поддержки целостности конструкции колеса.
Покрышки
Здесь все просто – чем больше ширина покрышки для велосипеда с большой нагрузкой – тем лучше. Поэтому слики/полуслики для городского велотранспорта отлично подойдут.
Желательно всегда поддерживать максимальное давление покрышки, чтобы удерживать нагрузку и амортизировать удары и неровности. Показатель минимального/максимального давления указан на боковой части покрышки. Обычно здесь проставляют также данные о максимальном весе, который допускается для постоянного использования покрышки.
Спицы
Особых требований, кроме сочетаемости с ободом к этому элементу нет. Но, как и в других параметрах конструкции для «тяжелых» велосипедов, прочность и устойчивость приветствуется.
Проверить пригодность спиц можно простым постукиванием по ним. Звук от спиц должен иметь приблизительно одинаковую тональность. Если есть значительные различия, лучше сразу провести регулировку.
У новых велосипедных колес настройка спиц выполняется на заводе и регулировки не требует. Если после эксплуатации такие различия в тональности звука спиц наблюдаются или визуально заметны различия в натяжке, тогда стоит обязательно провести новое натяжение в мастерской.
Седло для велосипедиста с избыточным весом
Правила выбора седла для человека со значительным собственным весом практически не отличаются от подбора седла для других пользователей. Кстати, существует ошибочное мнение, что в этом случае требуется покупка и установка очень широкого седла. Оно якобы будет удобнее. На самом деле все не так.
В публикации о подборе и регулировке сидения можно прочитать детальнее о том, как это сделать правильно и получить максимальную комфортность.
Единственное существенно отличие – наличие более жестких и мощных пружин в подседельном пространстве. Кстати если форма седла подходит идеально, то сами пружины обычно можно поменять на другие. Желательно также усилить амортизацию с помощью установки демпферной защиты в виде резиновой трубки, прокладки.
Если байкер с большим весом: советы использования велосипеда
● Внимательно следим за дорогой. Правило простое, но его следует придерживаться, поскольку даже непреднамеренные прыжки с бордюров – плохая идея. Особенно если вес велосипедиста значительный, а сам велосипед имеет дополнительно значительную весовую нагрузку. Сила удара будет значительно больше, чем при использовании велосипеда с пользователем, у которого “обычный” вес и нет перевозки дополнительных грузов;
● Едем по кочкам и ухабам стоя на педалях. Этот совет поможет избежать перегрузки конструкции и провоцирования сильных механических ударов. Плюс к тому ненужных травм спины и позвонка тоже можно избежать на этом участке пути;
● Пониженные передачи – лучший вариант для людей со значительным весом. Это стимулирует умеренный и последовательный сброс веса без сильных перенапряжений;
● Если вес пользователя 100…130 килограмм, лучше присмотреться к трехколесным велосипедам. На таком велосипеде спортивные рекорды ставить затруднительно, но это и не нужно. Основное преимущество такого транспорта – комфортность и возможность перевозки значительных грузов.
И самое важное – не стоит жить предубеждениями. Велосипеды могут служить для получения позитивных эмоций и детям, и людям с большим весом, и если пользователь велосипеда в возрасте. Велосипеды различных конструкций – верные помощники хорошего настроения и отличной физической формы.