При выборе велосипеда всегда возникает много вопросов, но внимание нужно уделить конструкции. Есть много типов вилок, но прежде, чем начать говорить про них, нужно напомнить основные термины.
Демпфер – деталь, позволяющая снизить риски появления колебаний или устранить те, которые уже появились. Использование детали нужно для снижения скорости отскока пружины. Если происходит резкий отскок вилки, то сцепление переднего колеса с дорогой становится хуже, а регулярные толчки руля делают езду некомфортной. Демпфер позволит снизить удары, возникающие при быстром возврате вилки.
Эластомер – материал, способный возвращаться в изначальную форму и размер в случае деформации.
Прелоад – показатель, указывающий величину придавливания вилки под весом велосипедиста. Если выбрать качественную вилку, то этот параметр можно настроить.
Какие бывают амортизационные вилки?
Конструктивно, все виды вилок можно поделить на:
· Пружинные – наиболее простой и бюджетный вариант, который предлагается. Суть работы связана с пружиной, которая поглощает удары от колеса и дорожного полотна. Такие вилки не предусматривают наличие демпфера, поэтому энергию сжатой пружины снижает сила трения. Выбирая такие вилки, нужно регулярно проводить их смазывание и чистку;
· Пружинно-эластомерные – предполагают наличие пластины из стали и демпфера, который нужен в роли эластомера. Демпфер вставляется во внутреннюю часть пружины, и увеличивается в размере. Когда происходит отскок, пружина разжимается медленно, так как ее держит демпфер. Чтобы пружина не повредила его, нужно провести обработку демпфера смазкой (она стирается, поэтому повторять процедуру нужно регулярно). Эластомера хватит на год езды. Стоимость такой вилки будет в несколько раз дороже, но ее функциональность значительно выше, чем у пружинной;
· Воздушные – в них, в качестве амортизатора и демпфера используется воздух. Если вам нравится спокойная езда, то это хороший вариант. Для быстрой езды, такая вилка не подойдет. Они не имеют хорошего качества, поэтому придется тратиться на смену деталей. Велосипедисты сталкиваются с тем, что начинается пропускание воздуха в манжетах вилки, поэтому их нужно подкачивать. Такая вилка адаптируется под нагрузку, и меняет показатель давления в камере;
· Воздушно-масляные. Воздух в них используется в роли пружины, а вот вместо демпфера нужно масло. Во время езды, масло протекает через клапан (когда вилка направлена вниз). На поднятии, доступа к клапану нет, и масло перемещается из одного отдела в другой. Стоимость вилки напрямую будет связана с качеством амортизации. В зависимости от давления воздуха, они могут иметь высокое или низкое давление. Если вы выбрали вилку высокого давления, то она будет иметь динамичность и не чувствительность к изменениям температур. Вилка с низким давлением должна настраиваться, если температура воздуха меняется. Но, несмотря на это, они более надежды, и могут подстраиваться под вес;
· Пружинно-масляные. Это лучший вариант, по высокой стоимости. В роли пружины используется сталь, а демпфера – масляная камера. Работа масла будет такой же, как и в вышесказанном варианте. Во время перемещения вилки вниз, оно будет перемещаться через открытый клапан, а во время поднятия – переливаться между секциями. Работа пружины позволяет сделать ход плавным, но вес вилки будет больше. Преимуществом этого вида вилок есть их неприхотливость и возможность использования для любых видов катания. Нужно проводить регулярное обслуживание (его можно выполнять самостоятельно или обращаться на сервис), чтобы езда была комфортной;
Какой вариант выбрать? Здесь все зависит от пожеланий.
Советы, о которых нужно знать
Если вы решили купить пружинные, пружинно-эластомерные и воздушные вилки, то они будут хорошо проявлять себя при изменении высоты. Например, если нужно переехать бордюр, то вы получите плавность хода. Масляно-пружинные и воздушно-масляные вилки позволяют компенсировать удары как при проезде бордюров, так и неровностей. Они подойдут для велосипедистов, которые имеют вес больше 100 кг. Чтобы проводить регулировку жесткости, нужен насос.
Достоинства амортизационных вилок
Зная все отличия между видами вилок, нужно понимать, какие преимущества они имеют:
· Такой вариант позволяет сгладить неровности намного лучше. Это можно заметить, если ездить по неровной дороге;
· Велосипедисты, которые ездят по плохим дорогам, могут развивать большую скорость, прилаживая меньше усилий;
· При езде около рек и разных рельефов, управляемость велосипедом становится лучше. Проезд неровностей смягчается, так как вилка поглощает все удары, которые могли бы деформировать колесо;
Конечно, нельзя сказать, что представленные вилки смогут вытеснить жесткие, так как они имеют недостатки.
Какие недостатки у амортизационных вилок?
У амортизационных вилок есть много преимуществ, но есть и недостатки:
· Они имеют больший вес, в сравнении с жесткими;
· Велосипеды с такой вилкой имеют особенность: часть энергии, которую тратит велосипедист, чтобы набрать скорость, гасится. Но есть модели велосипедов, которые позволяют зафиксировать вилку, и избавиться от этого недостатка. Переключение позволяет убрать проблему с лишним расходом энергии. Но, нужно понимать, что вилка, на которую провелась блокировка, хуже справляется с ударами, чем жесткая;
· Стоимость амортизационной вилки больше, чем жесткой;
· Вилки нужно регулярно обслуживать, так как они имеют много деталей. Нужно проводить смазку, подкачивать воздух. Если вы планируете ездить зимой, то нужно знать, что они не устойчивы к соли, поэтому после поездки нужно протирать их;
· Во время езды в зимнее время, выбирайте пружинно-масляные вилки. Эластомерные модели плохо работают при низкой температуре, так как материал затвердевает. Некоторые велосипедисты решают эту проблему просто – в зимнее время, вместо амортизационной вилки покупают жесткую. Езда по снегу более мягкая, чем по дороге;
Рассматриваете горный велосипед? Он должен иметь амортизационные вилки из стали. Выбор велосипеда должен учитывать качество вилки, которая выбирается в зависимости от стиля езды, условий, веса велосипедиста.