Если рассматривать конструктивные особенности многоскоростного велосипеда, то во время переключения передач, могут использоваться несколько механизмов: трещотка и кассета. Какие отличия между ними? Какой вариант для какого велосипеда будет предпочтительнее? Нужно разобраться с особенностями каждого варианта, чтобы понимать, какая конструкция подойдет для вашего велосипеда.
Стоит начать с того, что, когда в продаже появились высокоскоростные велосипеды, предлагались трещотки, и никаких альтернативных вариантов. Но, со временем, в продаже появились кассеты, которые не имели тех проблем, с которыми приходилось сталкиваться при использовании трещоток. Нужно понимать, чем отличается конструкция каждого из вариантов.
Трещотка: конструкция и особенности использования
Трещотка представляет собой набор звезд, которые имеют вмонтированный храповой механизм. Он накручивается на резьбу на задней втулке. Конструктивно, он включает:
· Звезды (от 6 до 8), которые крепятся вместе. Количество зубьев может быть от 13 до 34;
· Механизм свободного отхода (собачка, пружина, храповик). Он нужен для обеспечения прокручивания в указанном направлении и исключения этого же действия в другом;
· Подшипника;
· Резьбового кольца, применяемого для накручивания на резьбу втулки заднего колеса;
Если несколько звезд выйдут из строя, то намного легче провести замену трещотки, чем заниматься ремонтом отдельных ее деталей. Но, не стоит исключать возможности ремонта, так как есть компании, специализирующиеся на ремонте трещоток. Но, это длительный процесс, поэтому и стоимость будет не маленькая.
Какие конструктивные особенности имеет кассета?
Кассета представлена в виде набора звезд, соединенных вместе. Она используется немного иначе, поэтому размещается на барабан с использованием втулки. Использование шлицевого крепления и гайка позволяют провести безопасное крепление. Отверстие в середине кассеты имеет выемки, позволяющие зацепиться за выступы на верхней части барабана. Монтаж кассет предлагается для дорогостоящих видов двухколёсных, так как они имеют минимальный вес, подлежат ремонту, радуют надежностью и не ломаются.
Популярностью пользуется конструкция Cassette Freehub. Ее особенность в том, что муфта свободного хода находится внутри барабана. Для качественной установки применяется зажимная гайка. Ее разрешено смазывать герметиком, что исключает самопроизвольное отвинчивание. Кассета имеет большее количество звезд, чем трещотка, от 7 до 11. Если говорить про зубья, то наименьшая звезда будет иметь 11 зубьев, а большая может насчитывать до 36. В продаже можно найти разные модели кассет, отличающихся по количеству зубьев и звезд. Стоимость конструкции будет большой, но и качество находится на высоте.
Не забывайте, что кассеты конструктивно отличаются, поэтому каждая из моделей имеет преимущества и недостатки. Стоимость на каждую модель будет отличаться, поэтому нужно определиться, каким нагрузкам она будет поддаваться, и какие технические характеристики вам нужны.
Зачем нужны втулки: чем они отличаются для каждой из конструкции?
Конструктивно, оба варианта отличаются, поэтому нет ничего удивительного в том, что для каждой из моделей требуется разная задняя втулка. Например, трещотку не получится надеть на втулку, сделанную для монтажа кассеты. Такая же ситуация будет и с другим вариантом – кассета не станет на втулку, созданную для трещотки. Если на втулке есть резьба, то она предназначена для трещотки, а если барабан – то для кассет.
Основной особенностью при использовании кассет будет то, что подшипники находятся по краям втулки. Такая особенность, позволяет лучше справляться с нагрузками при тяжелом велосипеде, чего нельзя сказать о трещотке. Нужно понимать, что ось на втулке последних, при одинаковой нагрузке может поломаться из-за того, что подшипник, справляющийся с нагрузкой, находится под первыми звездами, а дропауты оказывают давление на края оси. Это приводит к тому, что сила давления увеличивается, и получается изгиб. Нужно помнить об этой особенности перед тем, как сделать выбор.
Какие преимущества и недостатки имеют трещотки и кассеты?
Если говорить про существенное преимущество трещоток, то это будет минимальная стоимость. Они намного дешевле кассет, что позволяет обосновать их применение на всех видах велосипедов. Если говорить про надежность, то кассета будет более качественнее, в особенности, если велосипед используется при большой нагрузке. Если у вас размеренная езда, то трещотка справится с переключением скоростей, и смысла в том, чтобы тратиться на кассету не будет.
Но, трещотки имеют недостатки – их снятие приводит к проблемам. Из-за того, что они имеют обычную резьбу, когда человек вращает педали, он двигает трещоткой на втулке. Чтобы ее демонтировать, требуется использовать специальное оборудование, которое найдется не у каждого. Демонтаж кассеты намного проще, из-за того, что гайка не имеет отношения к движению, она просто накручена на барабан. Для ее снятия нужно иметь съемник и хлыст.
В кассету помещается съемник, таким образом, чтобы шлицы вошли в пазы стопорного кольца. После, на одну большую звезду накладывается цепь хлыста, который будет удерживать кассету, во время откручивания. Преимуществом использования представленной конструкции будет количество зубьев на наименьшей звезде. К примеру, на кассетах их 11, а у трещоток – 13.
Поэтому, при одном и том же количестве зубьев на передней звезде, и при одинаковой скорости вращения педалей, получится передвигаться быстрее (на кассете). К примеру, если на передней звезде есть 32 зуба, а на задней – 11, то велосипедист может набрать скорость 40 км/ч. Но, если на трещотке будет установлено 13 зубьев, то при такой же скорости использования педалей, максимальная скорость не превысит 34 км/ч. Специалисты говорят о том, что разброс передаточных чисел на звездах будет больше у кассет.
Небольшие выводы: какую конструкцию выбрать?
Если вы рассматриваете покупку трещотки, то она подойдет для:
· Бюджетных моделей двухколёсных;
· Двухколёсных для детей и подростков;
При условии того, что вес человека до 100 кг, и он едет медленно, не давая нагрузок на цепь, трещотка сможет справиться с поставленными задачами. При аккуратном использовании, изделие прослужит длительное время. Если же вес велосипедиста больше 100 кг, и он часто ездит на дальние расстояния, и нагружает багажник, то лучше применять кассету. Она более качественна и проще справляется с нагрузкой на заднюю втулку.
Для поклонников агрессивного катания или езды по неровной местности, нужно использовать кассету, в особенности, при динамических нагрузках. Для тех, кому важна надежность, кто привык использовать разные скорости и кому требуется большое придаточное число, рекомендуется покупать кассету. Не стоит забывать о планетарных втулках, которые не имеют звезд, а скорости меняются внутри втулки. Какой вариант выбрать зависит от ваших предпочтений, но нужно учитывать конструкционные особенности каждого варианта.