Обод колеса: характеристики, материал изготовления, типы и профили
Основой колеса в любом велосипеде является обод, который характеризуется следующими показателями:
· Прочность.
· Жесткость.
· Легкость.
За показатели прочности и жесткости в данном случае отвечает материал изготовления основного изделия, и его форма.
Легкость отвечает не только за удобство переноса двухколесного транспорта, но и уровень комфорта при передвижении на нем. Чем меньше по весу он будет, тем быстрее можно разогнаться. Рекомендуется учитывать тот факт, что грамм веса в колесе нуждается в большей энергии по сравнению с граммом веса рамы или другого элемента.
Материал изготовления
Колесные обода могут быть:
· Стальными. Такие изделия пользуются популярностью на протяжении последних десятков лет. Производство стальных ободов налажено хорошо, а сами изделия достаточно доступны по цене. Основные плюсы стальных ободов заключаются в их дешевизне, прочности, удобстве при исправлении восьмерок или «яиц», но они в то же время достаточно увесистые и часто подвергаются воздействию коррозии. Такие изделия больше подойдут для двухколесных транспортных средств с одной скоростью и ножными тормозами, кроме типа V-brake.
· Алюминиевыми. На его основе колеса более легкие и отличаются повышенными показателями жесткости за счет специальной формы. В процессе производства алюминиевые изделия подвергаются термической обработке (закалке), в результате чего они становятся еще более стойкими к негативному воздействию коррозии. Несмотря на наличие многих положительных качеств, обода на алюминиевой основе наделены и недостатком – стоимость их на порядок больше по сравнению с остальными.
· Карбоновыми, изготовленными уже сразу со спицами. Такие изделия легкие, прочные, но и достаточно дорогие.
Типы и профили
Профиль, лежащий в основе изготовления велосипедных ободов, напрямую влияет на показатели его прочности и жесткости. Различают следующие профили:
· Одинарный. Эти изделия, в большинстве случаев, производят из стали, они считаются наиболее доступным по ценовой политике вариантом. Предназначены обода из одинарного профиля для поездок по городским дорогам, где имеется минимальный риск воздействия нагрузок ударного характера, то есть для обычной езды или для детских моделей велосипедов. Зачастую такими ободами оснащены двухколесные транспортные средства с ножным тормозом барабанного типа.
· Двойной, оснащенный нижней стенкой, к которой крепят спицы, и дополнительной, за счет которой обеспечиваются повышенные показатели прочности и жесткости основного изделия. Данным видом обода оснащаются велосипеды среднего или повышенного класса, изготавливаются из сплавов на основе алюминия, отличаются небольшим весом и высокой устойчивостью к негативному воздействию коррозии.
· Тройной. Такие обода считаются самыми крепкими, но в то же время и наиболее увесистыми, поэтому встретить их можно достаточно редко. В данном случае будет иметься дополнительная перегородка, увеличивающая показатель прочности с боковой стороны в процессе использования мощной тормозной системы, которая все чаше стала вытесняться дисковой. За счет повышенных показателей жесткости, тройные обода чаще всего применяются для транспорта из экстремальных видов спорта.
· Для покрышек без камер, специального назначения и использования.
· Высокий, наделенный повышенной прочностью на складывание и жесткостью. В данном случае будут не страшны разнообразные неровности на дороге или даже трассе для проведения гонок. Большая высота профиля способствует тому, что обод станет держать удары с фронтальной стороны более прочно.
· Керамический, дорожки тормозной системы которого покрыты специальным составом на основе керамики слоем, не менее 1 миллиметра. С такими ободами тормоза начинают работать более эффективно не только в сухую погоду, но и при дожде со снегом, а само покрытие практически не стирается во время эксплуатации велосипеда. При этом керамические обода достаточно высокие по цене, к ним обязательно требуются специальные тормозные колодки, более жесткие, а в условиях агрессивного катания возрастает риск образования скола поверхности, поэтому кататься лучше по ровной дороге или грунту.
Пистонирование
Пистонирование – это процесс, в результате которого колесные спицы стягиваются между собой при помощи обода или втулки, работающими на натяжение. В точках, где спица крепится к ободу, постепенно нарастает усталость металла, в результате чего со временем он начинает трескаться, а спицы вовсе вырываются. Пистонирование помогает избежать этого за счет установки отдельно взятой спицы в стакан (пистон) в ободе, работающий над распределением нагрузки, увеличивая тем самым ресурс всего колеса. Применяют еще и пистоны резьбового типа, которые нужно вкручивать в обод с внешней его стороны, не затрагивая внутреннюю вовсе.
Флиппер
Флиппер – специальная лента, изготовленная из резины или полимера. Основная задача такого изделия – защитить камеру от повреждений спицами или отверстиями для них, края которых острые. Еще одно назначение ободной ленты заключается в обеспечении возможности герметизировать сам обод.