На комфорт и эффективность перемещения велотуриста влияют многие факторы, среди которых основными можно назвать качество передачи мощности и свойства аэродинамики двухколесного транспорта. Комфорт обеспечивается и удобством посадки на транспортное средство, особенно, если велосипедист проводит в седле не несколько часов, а целый день.
Безусловно, для каждого человека определяется свой уровень комфортной посадки в зависимости от его физиологических свойств, к которому он привыкает за многие годы катания. Но если вы только начинаете вникать в велосипедный спорт, вам обязательно нужно будет пройти адаптивный период, после которой вы поймете, как и что нужно будет поправить для обеспечения комфорта.
Для горного транспорта
В велосипедном споре существует неизменная истина – больший класс транспортного средства обладает более низким посадочным местом. Более агрессивный стиль езды предполагает низкое расположение седла, чего не скажешь о транспорте, предназначенном для прогулочного стиля перемещения. Помните, что посадка за рулем туристического велосипеда должна быть не низкой, иначе шейный и поясничный отделы ездока очень быстро устанут и начнут ощущать болезненность.
Одна из оптимальных посадок на горном велосипеде выглядит так: вынос должен быть как можно больше, а угол его подъема при этом намного меньше. В большинстве случаев такие двухколесные транспортные средства оборудуются рулевой колонкой безрезьбового вида «aheadset», а высота выноса отличается ограниченностью в диапазоне регулирования с использованием постановочных колец. Именно на эти важные моменты следует обращать особое внимание при выборе данного вида транспорта.
Что учесть при выборе
В процессе покупки не стоит останавливаться на моделях с завышенной рамой. В таком случае ездоку приходится прилагать усилия, чтобы дотянуться до руля, чего не скажешь о транспорте с меньше по размеру рамой. К примеру, на крутом спуске нужно будет постараться сместить корпус за пределы сидушки и длины собственных рук вам будет недостаточно.
При выборе высоты рулевого управления рекомендуется учитывать следующие критерии:
· С целью участия в гонка выбирать нужно велосипед с седлом, которое будет, выше руля на 50-100 мм.
· С целью участия в агрессивном туризме следует выбирать транспорт с седлом, которое будет выше на 20-60 мм. Если возраст ездока относится к пожилому, лучше выбирать модели, где сиденье и рулевое управление находятся на одном уровне или с незначительной разницей в высоте.
· Для облегченных прогулок рекомендуется выбирать модели, где седло располагается на одном уровне с рулем или немного ниже.
Шоссейный велосипед: особенности
Оптимальное положение в данном виде достигается в результате выбора основного положения, при котором масса ездока будет равномерно распределена на сиденье, рулевом управлении и педалях.
На посадочную вариацию напрямую влияет рельеф местности, где предполагается воспроизводить езду. Если присутствует рама, подходящая вам, нужно будет произвести регулировки с целью найти удобную посадку.
Исследования доктора Пруита
Доктором Пруитом были проведены множественные исследования людей, имеющих жалобы на боли в коленных суставах и поясничном отделе. В результате исследований стало понятно, что они появлялись в результате неправильного положения на седле велосипеда во время езды на нем.
Возьмем, к примеру, известного велосипедиста Лэнса и его товарища по команде Постала. В езде эти два спортсмена пользуются двухколесным транспортом одной марки, так же, как и составными частями к ним. Сперва может показаться, что внешне они одинаковы, но у Лэнса рама разработана именно под его физиологические данные.
Правила подбора
С целью подбора оптимального варианта, ТС нужно поставить на специальный тренажер. Тогда переднее колесо должно будет расположиться на одном уровне с задним. Если нет возможности использовать тренажер, кого-то может придержать вас до момента, когда не будет определено положение.
Высота сиденья
Для получения оптимальной высоты седла в современном мире существуют разнообразные формы. Для определения нужно поставить одну ступню на педаль, а вторую немного согнуть, при этом бедра не должны раскачиваться по сторонам при взгляде на велосипедиста сзади. Данный метод очень распространён в Соединенных Штатах Америки и имеет название «быстрый».
Существует еще один способ, придуманный в центре для тренировок олимпийского масштаба. Суть его заключается в установке сиденья так, чтобы между педалью и ступней было расстояние, равное 5 миллиметрам. К этому значению прибавляют еще несколько мм, если у специальной обуви средняя часть тонкая. Сидение нужно приподнять на 2 или 3 миллиметра в случае, когда ноги велосипедиста не считаются короткими. Ездокам, страдающим болями в коленных суставах, при определении высоты следует пользоваться правилами терапевтического характера. При выборе рекомендуется приподнимать сидушку до момента, пока бедра не станут раскачиваться, потом нужно снизить высоту. Во избежание постоянного ощущения напряжения в нижних конечностях рекомендуется иногда менять высоту на несколько миллиметров.
Переднее и заднее положение сиденья
Сдвиг сиденья назад осуществляется с целью достижения максимальной выработки энергии при подъемах. Положение седла должно выбираться поэтапно: сперва нужно сесть в центральную его часть, при расположении шатунов в горизонтальной плоскости. После этого нужно установить отвес от коленного сустава. Именно это положение будет считаться начальным, от которого можно будет двигать сиденье вперед или назад, подстраивая под себя.
Для тех, кто предпочитает горные виды, лучше, если прямая расположится в нескольких см от конечной точки шатуна. В таком случае удается повысить усилие рычага при перемещении на повышенных передачах. Это правило касается и тех, кто стремится увеличить нагрузку на ноги.
Если вы почувствуете дискомфорт, держась за рулевое управление, нужно будет изменить длину его выноса. Менять длину выноса можно в любую сторону, но положение самого сиденья изменять запрещено.
Наклон сидушки
Тренером Лэнса Эдди Мерке было выставлено положение сиденья уровнем, используемым в плотническом деле. Оно находилось по горизонтали относительно трубы с верхней части рамы. С того момента скандальный велосипедист начал применять плотнический инструмент повсеместно.
Угол наклона можно менять с учетом цели поездки. В случаях, когда человеку удобно пользоваться сильно выдвинутой в переднее положение сидушкой, то незначительный уклон в таком случае допустим. Особенно это правило срабатывает, когда используется насадка для аэродинамики, а руки в момент езды располагаются на подлокотниках. Но если наклон будет слишком большим, произойдет сильная нагрузка на руки, потому что ездоку придется сильно наклоняться.
Высота выноса руля
Если вынос будет значительно приподнят, корпус ездоку распрямится, а это значит, что ему будет легче дотянуться к нижней части рулевого управления. Классическое расположение –вынос расположен ниже поверхности сиденья приблизительно на 1 дюйм. Если он будет расположен очень низко, аэродинамические свойства ездока увеличатся, но при этом будет чувствоваться давление на грудь, а дыхание затруднится.
На примере Лэнса можно видеть, что ему тяжело тянуться вперед из-за проблем со спиной. Вынос на его транспорте всегда больше, если сравнивать с остальными ТС профессионалов в велосипедном спорте.
Если поднять руль выше значения, установленного на нем, он сломается под весомм велосипедиста.
Как располагается шея и голова
Независимо от степени усталости велосипедист не должен ехать с опущенной вниз головой, рекомендуется поворачивать ее время от времени. Только таким образом удается расслабить шейные мышцы.
Как располагаются торс и плечи
Делайте по возможности меньше лишних движений. Не забывайте о количестве калорий, потраченном при каждом обороте шатуна при движении. Вся сила и энергия должны направляться на педальный отсек. Постарайтесь во время езды не перемещаться вперед на седле, не опускать голову в нижнее положение, даже если будете чувствовать сильную усталость. Во время движения, чтобы снять напряжение со спины и бедер, рекомендуется переключаться на большие передачи и приподниматься с седла.
Положение рук
Рук должны быть согнуты в локтевых суставах, но для амортизации ударов во время столкновения с неровностями на дорогах, старайтесь их расслаблять.
Руки должны находиться вдоль туловища, ни в коем случае не быть вывернутыми наружу. В таком положении ездоку удается почувствовать комфорт посадки и улучшить собственную аэродинамику.
Как располагаются кисти
Избежать онемения пальцев, чрезмерного напряжения спины, рекомендуется периодически менять положение рук. Руль должен удерживаться крепко, но в то же время нежно. Не допускайте посинения, вцепившись за рулевое управление, это чревато образованием излишнего напряжения в области плеч вместе с руками.
Держитесь за руль снизу, именно в таком положении легче управлять транспортным средством на поворотах и при торможении. В таком положении удобно ездить на спусках и при перемещении на повышенных передачах.
Выступ тормозных точек – лучшее место для рук. Так вам будет легче управлять велосипедом, удобнее тормозить, вы улучшите собственную аэродинамику и сможете приподниматься на крутых подъемах. Так ездить Лэнсу удобнее всего, так он чувствует свободу грудной клетки, появляется возможность менять положение бедер, использовать сухожилия под коленными суставами, мышцы поясницы и икры.
Если вы едете стоя, держаться нужно за выступы тормозных ручек, не напрягаясь, раскачивая велосипед из стороны в сторону, синхронизируя эти действия с ходом педалей. Пальцы должны расположиться на выступе рукояток для торможения или на самом руле. Это поможет избежать судорожных столкновений с неровностями на дороге.
Как располагаются ягодицы
При перемещении на двухколесном ТС человек двигается на сиденье вперед и назад, подключая разные группы мышц, что особенно полезно при продолжительных подъемах. При движении вперед включаются 4-хглавые мышцы бедер в передней их части, а при обратном движении – сухожилия под коленными суставами и ягодицы.
Как располагаются ступни
Правильно расположенные шипы на спецобуви, независимо от размера ноги, помогают избежать множественные проблемы, связанные со здоровьем колен.
При необходимости их можно регулировать, достигая максимально удобного положения. Контактные педали помогают с легкостью пристегнуть ногу, а регулировка шипов в таком случае не потребуется.
В велотуфлях самая широкая часть ноги должна находиться под осью педали и незначительно продвинута в переднюю часть.