Есть два кардинально отличающихся вида механизмов для переключения передач на велосипеде: передний и внутренний. Их разница состоит в положении элементов, способных находиться с наружной или внутренней части втулки. С внешними узлами переключения знаком каждый велосипедист: они представляют собой блоки звездочек, цепь и само переключение. Говоря про внутренний механизм, он будет представлен в виде втулок, имеющих планетарный тип. При этом, у него все две звездочки: одна находится в передней части, а другая – в задней.
Сфера использования
Втулки многоскоростного типа, имеющие внутреннее переключение передач, применяются на городских моделях велосипедов. Это связано с тем, что для них не имеет значения вес транспортного средства, качество привода при больших нагрузках. Также, велосипедистам нравится минимальное обслуживание и редкие поломки. По сути, все шеринговые модели, встречающиеся на улицах города, имеют планетарные втулки. В европейских странах они пользуются популярностью, так как велосипеды для них – повседневный транспорт.
На отечественном рынке, количество байков с такими втулками минимально. Это связано с увеличенной стоимостью, невозможностью самостоятельного ремонта и прочим.
Положительные стороны и недостатки
Планетарные втулки обладают достоинствами, из-за которых их востребованность возрастает:
· Во внутренней части втулки находится механизм для переключения. Такая конструкция дает возможность исключить его загрязнение, и продолжить срок эксплуатации;
· Возможность переключения передач во время простоя. Это никак не скажется на техническом состоянии;
· Выбор передачи можно сделать сразу. Например, с первой можно сразу переключиться на шестую, не имея промежуточной. При этом, цепь не слетит, и вы сможете продолжить движение;
· Применение цепей и звезд классической ширины. Цепь будет идти прямо, не создавая перекосов, так как применяется всего две звездочки;
· В представленные втулки можно монтировать тормозной механизм. Это позволяет получить ножной тормоз, славящийся надежностью;
· Конструктивно, система переключения передач и тормоз скрыты, что благоприятно сказывается на использовании велосипеда. Вам не придется тратить время на настройку;
· У тех моделей втулок, где детали функционируют в масляной ванне, имеется увеличенный ресурс;
· Стойкость к механическим повреждениям. Чтобы поломать втулку, требуется приложить немало усилий, так как даже при сильных нагрузках они не теряют качества;
· Возможность зимних поездок. Механизм имеет барабанный тормоз, находящийся внутри конструкции. Из-за этого, снег не будет на него налипать, что обеспечит комфорт;
· Наличие защиты цепи. По сути, штанина не будет попадать между звеньями, а грязь – на одежду;
Невзирая на положительные качества, имеются некоторые особенности:
· Большой вес – основной недостаток. Представленные втулки в несколько раз тяжелее, чем классические. Но, хочется отметить, что при этом, нет необходимости в некоторых деталях из трансмиссии. Не всегда разница в весе является решающим фактором;
· Необычный механизм шестерней, имеющий увеличенный показатель трения, из-за чего снижается КПД. Эта особенность стала основной для отказа от применения втулок на спортивных моделях;
Планетарные втулки не созданы для эксплуатации в условиях повышенной нагрузки. Также, их не получится починить самостоятельно в случае проблем, а обращаться в специальный сервис не всегда есть возможность.
История планетарных втулок
Система внутреннего переключения появилась значительно раньше внешнего. Первооткрывателем в этом вопросе стала компания из Англии Sturmey-Archer. Она впервые выпустила 2-х и 3-х скоростные втулки в 1902 году. В нынешнее время, предлагаются модели 3-, 5-, 8- скоростей. Также, в этом вопросе не отстает компания из Германии Sachs, которая выпустила в продажу аналогичную продукцию в 1904 году. В данный момент, бренд предлагает 3-, 5-, 7- скоростные втулки.
Еще одним большим изготовителем такой продукции будет Shimano. Все велосипедисты знают, какое количество передач имеют эта детали. Стоит уточнить, что общий диапазон втулки будет достигать 600% – что является отличным вариантом. Компания предлагает продукцию как замену трансмиссии для спортивных байков.
У Rohloff присутствуют модификации для дисковых тормозов. На рынке стали появляться производители, предлагающие модели с закрытыми и необслуживаемыми трансмиссиями. Но, они не пользуются спросом, так как считаются проблемными в эксплуатации. Никто не захочет тратить много времени на ремонт или иметь ограничения в поездке. По сути, это классическое решение для городских поездок в спокойном ритме. Они сохранят технические свойства длительное время, обеспечив удобное управление.
Особенности комбинированного привода
Известная компания SRAM кроме механизма для внешнего и внутреннего переключения передач, предлагает комбинированные приводы. Например, SRAM DuаlDrivе совмещает в себе два типа привода. Его отличие заключается в том, что с 3-х скоростной втулкой может комбинироваться 8- скоростная кассета и классический задний переключатель. Управление системой происходит с использованием манетки. Такая система начинает появляться и у других производителей, так как считается универсальной.
Планетарные втулки – современное решение для обустройства велосипедов, позволяющее обеспечить комфорт во время поездки и продлить срок эксплуатации. С их помощью, грязь не будет попадать на одежду, переключение передач упроститься, а во время зимы, никаких проблем при езде не возникнет. Они считаются универсальными, так как совмещают в себе преимущества всех прочих моделей в одной. Их стоимость оправдывается отменным качеством и длительный сроком службы.