Балансировка колес: какие особенности нужно знать?
Основа конструкции любого велосипеда – колеса, которые требуют правильной настройки для комфортной езды. При покупке, они уже имеют балансировку, но это не говорит о том, что они сохранят ее во время использования. Выполнение балансирования – непростая задача, в которой важно соблюдать поэтапность, и не пропускать ни один из этапов. Предлагаем детально разобраться с инструкцией и понять, какие особенности требуется учитывать.
Набор: с чего все начинается?
Соблюдение последовательности – основное условие для правильного выполнения работ:
· Комплектующие. Используя специальный калькулятор для расчета длины спиц, требуется определиться с ними, в зависимости от типа обода и втулки. Если вам нужно поменять уже имеющийся обод на новый, с другими параметрами, то потребуется купить спицы другой длины;
· Используйте масло для смазывания резьбы спиц и обода в тех местах, где они контактируют с ниппелями. Если не сделать этого, то у вас не будет возможности обеспечить достаточное натяжение;
· При условии, что отверстия на фланцах втулки дополняются зенковкой с одной стороны, то головки спиц должны находиться с другой стороны. Это обязательное правило, при несоблюдении которого эксплуатация велосипеда будет проблематичной;
· Вставьте 9-ть спиц в один фланец так, чтобы между ними было пустое отверстие. Также, нужно проверить, что головки располагаются с внешней стороны. Это правило подходит для набора из 36 спиц. Если работа проводится на заднем колесе, то начинать настройку требуется с правой части втулки;
· Осмотрите обод, и найдите ближайшее справа отверстие;
· Вставьте в него одну спицу, и поверните ниппель на два оборота (так проводится установка ключевой спицы);
· Проведите отсчет от нее в четыре отверстия, и вставьте другую спицу.
Прежде, чем приступать к дальнейшим действиям, требуется убедиться в соблюдении требований:
· Нарезная часть втулки направлена к работающей;
· Ближайшая к вентильному отверстию спица находится с правой стороны от него;
· Две спицы скрепляют правую часть обода с фланцем;
· Между спицами есть 3 пустых отверстия.
Если эти правила соблюдаются, то можно приступать к закреплению других спиц, в каждое 4-е отверстие в ободе. Дальнейшая последовательность действий будет такой:
· Возьмите колесо так, чтобы оно было повернуто к вам левой стороной. С ободом требуется скрепить 9-ть спиц, расположенных снаружи в левый фланец;
· Определите основную спицу, располагающуюся с левой стороны от вентильного отверстия. Десятая спица должна монтироваться около ключевой, с правой стороны;
· После крепления 10-й спицы, оставшиеся восемь от левого фланца, устанавливаются в такой же последовательности.
Теперь, вы набрали уже большую часть спиц. На заднем колесе, они называются приводными. Нужно, чтобы их головки находились с внешней стороны фланца. Визуально, на ободе, по всей его окружности должны перемежаться пары пустых отверстий. Нужно проверить, чтобы ниппели были завернуты не больше, чем на два оборота. Далее, можно приступать к следующим шагам:
· Начните работу с натяжными спицами. Важно, чтобы их головки располагались с внутренней стороны фланца. Проденьте одну спицу в отверстие фланца и прокрутите ее так, чтобы спицы приняли положение, как можно ближе к касательной. Перейдите к заднему колесу, возьмите втулку и переместите ее в правую сторону. Если ошибок не допущено, то первая натяжная спица будет пересекать 3 набранных приводных. Каждая из них должна проходить сверху первых двух, которые ней пересекаются. При этом, она заходит под третью пересекающую спицу. При проведении набора девяти спиц, обратите внимание, что их нужно вставлять в специальные отверстия;
· Процесс набора оставшихся спиц проводится таким же образом. Не исключено, что концы нескольких спиц не будут касаться ниппельных отверстий. Проблема связана с тем, что ниппели зацепились кончиками за обод, и не могут пройти к отверстиям. Если проблема кроется не в этом, то вероятнее, вы далеко завернули ниппели, которые, пока все спицы не будут набраны, должны закручиваться не больше, чем на два раза.
Разобравшись с первым этапом, можно переходить ко второму.
Проведение предварительного натяжения
Перед проведением натяжки спиц, требуется прокрутить ниппели на одну глубину. К примеру, при использовании длинных спиц, концы должны быть в уровне со шлицами ниппелей. Если вы используете спицы, то можно ограничиться тем, что на них будет видно одно и тоже количество витков. Важно правильно провести заворачивание ниппелей, так как это окажет влияние на проведение дальнейших действий. При этом, нельзя допускать их чрезмерного натяжения. Другими шагами будут:
· Перейдите к заднему колесу, чтобы проверить зонтик. Спицы, находящиеся с правой стороны, должны обладать увеличенным натяжением, чем те, что находятся слева. Для большей части втулок, в качестве начального приближения, будет достаточно завернуть ниппели на два-три оборота;
· Теперь, нужно обеспечить правильную натяжку спиц. Перейдите к вентильному отверстию, и проверните каждый ниппель на один оборот. Если при этом, в спицах останется большая слабина, можно добавить оборот. После прохождения трех четвертей обода, вы почувствуете, что прокручивать ниппели стало сложнее. Это говорит о том, что второго поворота делать не нужно было, и требуется вернуть ниппели в изначальное положение (отвернуть на один оборот). После, вернитесь к вентильному отверстию, и проведите закручивание в пол-оборота;
· Проведите установку колеса на станок и проверьте, где неровность обода будет большей: с вертикальной или горизонтальной части. По правилам, править нужно ту, что больше.
Соблюдение последовательности является обязательным условием. После выполнения второго этапа, можно приступать к следующему.
Правка восьмерки
В качестве примера предположим, что наиболее неровная часть обода имеет смещение в правую сторону в месте четырех спиц. Две из них прилегают к правому фланцу, а две – к левому. Нужно обернуть левые ниппели на четверть, так же, как и правые. Но, натяжение спиц не будет изменяться, так как было ослаблено такое же их количество, какое и подтянуто. При коротком участке обода, можно провести натяжение левой спицы на половину оборота, а каждую из правых отпустить на четверть оборота. Это действие даст возможность избавиться от горизонтального биения, и при этом, не оказать влияния на вертикальное.
Но, этого может быть мало, чтобы провести правильное выправление неровности. Если же вам удалось получить улучшение, не нужно пытаться сразу получить завершающий результат. Перейдите к поиску наибольшего отклонения обода в левую сторону, и подтяните его. Переходя, с одной стороны, на другую, вы сможете сохранить зонтик. Не нужно стараться выправить восьмерку более, чем на 3 мм. Это разрешается при окончательной юстировке, после того как проводилась правка зонтика и эллипса.
Правка эллипса
Этот этап балансировки достаточно сложный, и требует правильного подхода:
· Найдите зону обода, которая находится дальше всего от втулки. Натяжение спиц на ней даст возможность приблизиться. В таком случае, жесткость всего колеса будет увеличиваться. Такой способ баланса, о котором говорилось ранее, работает и в этой ситуации. Например, найденный участок имеет 3 ниппеля, два из которых левые, и один правый. Если провести подтяжку двух левых спиц в половину оборота, а правую – на один оборот, то выступ обода втянется без нарушения равномерного натяжения. В результате, вы сможете выправлять эллипс, не оказывая влияния на восьмерку;
· Найдите другой участок обода, находящийся дальше всего от центра, и проведите его подтяжку. Далее, последовательность будет такой же. Постепенно, диаметр колеса будет уменьшатся, а спицы – приобретать большее натяжение.
Насколько сильно нужно подтягивать спицы? Чем жестче – тем лучше. Но, нужно понимать, что постепенно, грани ниппелей начнут съедаться, так как натяжение позволяет обеспечить прочность колесу. По сути, при эксплуатации велосипеда, нагрузка, прилагаемая к одним спицам – складывается, а к другим – вычитается. Спицы должны обладать достаточным натяжением, чтобы не терять его, когда нагрузка будет ослабляться.
Когда колесо ровное, а натяжения недостаточно, нужно подтянуть ниппеля на одинаковую величину, и провести проверку колеса на концентричность. Выправка эллипса нуждается в большей подтяжке, чем восьмерка. В такой ситуации, за один раз можно подтянуть спицы на половину оборота. Для изначальной правки восьмерки, будет достаточно половины оборота, а для точной – 1/8.
Правка зонтика
По правилам, зонтик заднего колеса должен находиться в плоскости, которая будет проходить через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Если не выполнить это правило, то велосипед будет самопроизвольно поворачиваться в сторону при езде. Наиболее простой способ проверки правильности зонтика по расстоянию от обода тормозных колодок. Измерение расстояния проводится при правильном положении колеса (правый конец оси вставляется в левый наконечник). В двух ситуациях, расстояние не должно отличаться. Но, такой метод подойдет только в той ситуации, если ось не имеет изгибов.
Для проведения настройки зонтика, требуется отпустить ниппели с одной стороны, и провести подтяжку с другой (при условии натянутых спиц). Если они натянуты туго, можно провести подтяжку ниппелей с той стороны, куда нужно сместить обод. Важно понимать, что в таком варианте, жесткость колеса будет увеличена.
Завершение настройки
Оно основано на том, что требуется последовательно провести повторение всех действий: выправить эллипс, восьмерки и зонтик. Настройка каждого из них будет оказывать влияние на другие детали, поэтому внимательно проводите процесс. Отклонение от указанного значения приведет к проблемам в эксплуатации. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, и тогда проблем не возникнет.
Правила завершения натяжения
В результате проведения указанных действий, вы получите колесо, которое ничем не будет отличаться от заводского. Все критерии будут в рамках установленных границ, а спицы – будут иметь большее натяжение. Многие специалисты сошлись бы во мнении, что работу можно считать завершенной, но это ошибочно. При эксплуатации, несбалансированное колесо быстро начнет ломаться. Причина ситуации кроется в том, что головки спиц не полностью вошли в отверстия фланцев, а ниппели – в отверстия обода. При эксплуатации, они будут усаживаться плотнее, и поэтому, баланс колеса нарушится.
На практике применяются разные методы усадки спиц. Наиболее востребованный – взять колеса в две руки, и надавить на спицы в участках пересечения. Поверните колесо и сделайте такие же действия с другими спицами. При этом, вы сможете услышать скрип и потрескивание, что является нормальным. После этого, есть вероятность нарушения геометрии колеса. В такой ситуации, нужно провести регулирование и повторить выжимание спиц. Проводите процедуру до тех пор, пока оно не прекратит оказывать влияния на форму колеса, и посторонний звук не пропадет.
Существует иная причина, провоцирующая поломку колеса – скручивание спиц. При условии увеличенного натяжения, поворот ниппеля может изначально поворачивать спицу. К примеру, если вам нужно вытянуть ее на четверть оборота. Но, может произойти такая ситуация: изначально, на 1/8 оборота вместе с ниппелем, провернется сама спица, после чего, резьба подается и тянет ее на оставшиеся 1/8 оборота. Постепенно, после этого процесса, спица смещается в обратную сторону, и раскручивает затяжку.
Наиболее простое решение ситуации – провести затягивание ниппеля на 3/8 оборота, после чего, ослабить на 1/8. В результате, вы получите подтяжку на 1/4 без скручивания. Даже с минимальным опытом в ремонте велосипедов, вы почувствуете, когда спица начнет скручиваться. Новичкам в этом деле нужно знать, что перед натяжением требуется нанести метки на спицы, с которыми будет проводиться работа. Следующими шагами будут:
· После того, как балансировка колеса будет завершена, требуется проверить, что концы спиц не выступают над ободом. Допускать такой ситуации нельзя;
· Устраните остатки смазки, так как она будет негативно сказываться на состоянии шин.
Во время настройки колеса, нельзя торопиться. Лучше назначить работу на другой день, если вы устали, ведь при допущении ошибки, балансировка колеса будет выполнена неправильно.