Велосипедный триал очень необычный вид спорта, который отличается значительно от других дисциплин. Триал проверяет на прочность не только спортсмена, но в первую очередь и велосипед. Чтобы правильно выбрать раму и далее комплектующие, вам необходимо учесть очень важную составляющую- это геометрия рамы.
В данной статье мы постараемся раскрыть суть в доступных терминах, чтобы не углубляться с головой в проектирование велосипедных рам.
Геометрия рамы включает в себя следующие понятия:
1) База рамы;
2) Длина перьев;
3) Подъем каретки;
4) Угол наклона рулевого стакана;
5) Высота рулевого стакана;
6) Расстояние от центра каретки до центра рулевого стакана;
7) Расстояние между дропаутами;
8) Система натяжения цепи;
База рамы - это параметр заданный производителем, указывающий на приблизительную базу байка. Каждая рама собирается на разных вилках, которые имеют много параметров: вылет, высота ног, форма и т.д., поэтому база велосипеда может меняться в зависимости от выбора той или иной вилки. Именно поэтому на нашем изображении мы использовали пунктир для общего понимания, а грамотные производители пишут в описании своих рам, с какой вилкой они замеряли базу.
Длина перьев - перья в первую очередь отвечают за правильное распределения веса. На всех рамах будь то сток или мод- разная длина перьев и каждый производитель как правило стремится подобрать свою длинну. Чем короче перья, тем больше вес перенесен к задней оси и тем легче поднимать велосипед на заднее колесо. Соответственно чем перья длиннее- тем тяжелее поднимать велосипед, но в этом кроется еще несколько плюсов, о которых мы расскажем чуть позже.
Подъем каретки – это расстояние от центра оси каретки до горизонтально проведенной линии от одной оси втулки до другой. В автомобильной тематике это так называемый «клиренс», но в триале подъем каретки имеет и другие свойства в совокупности с остальными параметрами геометрии рамы. Чем выше каретка, тем выше центр массы и им легче и быстрее можно управлять.
Угол наклона рулевого стакана- это угол между вилкой и горизонтальной линией. Данный параметр в триале влияет в первую очередь на базу велосипеда. Чем меньше угол, тем больше база.
Второй момент заключается в распределении веса. Чем больше угол, тем больше нагрузок достается переднему колесу и тем лучше баланс при прыжках через переднее колесо. На сегодняшний день, пробивки через переднее колесо встречается довольно часто и для этого используют более резкие ободные тормоза.
Высота рулевого стакана- данный параметр в велотриале не так сильно используется при выборе рамы как в других велосипедных дисциплинах, но все же есть на что обратить внимание:
1) Обратить внимание на высоту стакана, так как на некоторых вилках высота штока может быть меньшей и установить вынос и рулевую колонку будет невозможно;
2) Чем меньше стакан, тем больше прочность в месте его соединения с трубами рамы;
3) Форма стакана. Для каждого рулевого стакана требуется своя рулевая колонка. Например фирма Echo в 2015 году начала делать рулевые стаканы «без использования чашек», т.е. в рулевой стакан запрессовываются только подшипники.
Расстояние от центра каретки до центра рулевого стакана - этот параметр стал совсем недавно учитываться в построении профессиональных рам для триала. Он отвечает за удобство посадки спортсмена при длительном прохождении секторов и как следствие большую усталость мышц. На данный момент если вы не учитываете этот параметр в раме, то нет ничего страшного, так как его вы можете уже более точно подобрать для себя путем подбора нужного руля, выноса, кол-ва колец под выносом и углом наклона руля.
Расстояние между дропаутами - это и длина оси вашей втулки. Сегодня можно встретить рамы особенно 24 и 26 дюймов под 116 мм и 135 мм втулку. Будьте внимательны при выборе.
Система натяжения цепи. Выпускается как минимум 5 видов натяжения цепи и у каждого производителя свой вариант. На некоторых рамах типа Echo, Ozonys, Gu встроенные натяжители, а на рамах Breath, Koxx, Hashtagg съемные системы или как в простнародье «улитки».
На эту часть стоит обратить внимание, так как при первом варианте вы получаете готовую раму со всеми опциями, а второй вариант требует доукомплектовывания рамы и дополнительные расходы. Но я думаю вы сами понимаете разницу «Echo и Hashtagg» = «BMW и Ferrari».
При выборе рамы советуем вам обращаться в специализированные магазины, так как именно там вам подскажут все верные данные исходя из ваших физических параметров.
Часто задаваемые вопросы:
Вопрос: Что дает высокая каретка на триальном велосипеде?
Ответ: Не зависимо от того, 20" мод или 26" сток у Вас, разницу от низкой каретки и высокой почувствуете сразу. Во-первых, на высокой каретке более удобно стоять на заднем колесе и при крутках, баниках меньше надо тянуть велосипед вверх. Во вторых, препятствия при их простом переезде удобнее предолевать, дабы вы не чиркаете рокрингом или шатунами. В третьих, байк более удобен в переносе веса тела при прыжках, так как идет при высокой каретке идет более точное распределение веса, а в велотриале это очень важно.
Вопрос: Что мне дадут длинные перья в раме?
Ответ: С длинными перьями более проще, и с увеличенной амплитудой даются следующие элементы: пробивка, дроп-гэп, сайд хопы все и продерги. Чем длиннее перья, тем больше рычаг при задаваемых усилиях во время прыжка.
Вопрос: Рама скороткими перьями, в чем плюс?
Если у вас рама с более короткими перьями, чем другие модели рам, то в вашем случае есть ряд плюсов:
- легче делается крутка;
- легче делается баник;
- при продергах надо меньше тянуть байк, чтобы колесо приземлилось нанужную точку;
- более контролируемы прыжки на заднем колесе.
Но есть и некие минусы, даже больше не минусы, а элементы которые дадутся сложнее, а именно: сайдхопы и пробивки. Меньше будет рычаг. Больших изменений вы не особо почувствуете, но будет заметно что эти элементы в велотриале даются чуть сложнее и требуют больших усилий.
Вопрос: Рама имеет угол рулевой 71,5 гр., что даст это в сравнении с углом в 73гр. ?
Ответ: Чем меньше угол рулевой колонки, тем проще делать элементы «через морду». Это для любителей «повтыкать» на переднее колесо, или для тех кто любит больший контроль переднего колеса.
Если вы сядите на велосипед с большим углом рулевого стакана, но в точно такой же комплектации, то вы сразу заметите, что при прыжках на переднее колесо чуть сложнее управлять байком. Так же и база велосипеда немного, но станет больше, а каждые 0,5 см при прыжках ощутимы.
Совет: на данные параметры стоит обращать внимание тогда, когда вы уже знаете какой у вас стиль катания, чего вы достигли в тренировках по велотриалу и вы уже знаете, что вам надо.
В следующей статье мы рассмотрим геометрию вилок для триала и их разновидности.
Автор: Александр Сиротенко