Баттинг рам
Понятие баттинг обозначает особую конструкцию велосипеда, которая позволяет существенно снизить его вес и сохранить все важные характеристики. При этом уменьшается вес труб, но их прочность сохраняется.
Это очень важно для легких велосипедов, обладающих фиксированной передачей, так как чем меньше вес, тем большую скорость он может развивать. Учитывая, что вес фиксед гира не более 10 кг, каждые 100 грамм имеют значение.
Баттинг можно характеризовать как величину, которая показывает отношение толщины стенок на конце и в середине трубы, нагрузка в фиксе на каждую деталь распределяется неравномерно. На конце трубы могут нагрузка всегда больше.
Виды баттинга
Баттинг может быть двойным, тройным и четверным. Одинарный баттинг подразумевает изменение толщины трубы с одно края, двойной – с двух краев, тройной – труба имеет 3 различные ширины по всей длине. Вес рамы с двойным баттингом составляет 1300 грамм в среднем, с тройным вес будет больше, но такие рамы более прочны и надежные.
Наименьшая нагрузка в середине трубы, а наибольшая – в районе рулевой колонки, каретки и задней части цепной вилки. То есть, толщина стенок трубы переменная – в местах с большей нагрузкой труба толще, чем в местах с меньшей. Именно благодаря этому производителю удалось снизить вес велосипедной рамы, путем избавления от лишнего металла.
Бесшовные стальные рамы с трубами разной толщины используются давно, с 1935 года. Далее такая же технология стала применяться по отношению к хромомолибденово
Для улучшения баттинга, внутрь труб могут вставлять специальные усиливающие детали, спирали в частности. Это делает трубу все такой же легкой, но очень прочной.
Не так давно технологию баттинга начали применять и по отношению к алюминиевым трубам. Здесь только одинарный баттинг, когда один конец трубы имеет увеличенную толщину. Наличие баттинга можно посмотреть на самой трубе, обычно эта информация указана на подседельных трубах.
Из алюминиевых сплавов иногда изготовляются вилки. Вилка на алюминиевой раме обычно стальная, с двойным или тройным баттингом. Именно на вилку идет огромная нагрузка, она постоянно подвержена вибрациям, поэтому лучше делать вилку из стали, чем из алюминия. Она более прочная, не требует специальной защиты от коррозии.
Сегодня баттинговые рамы изготавливают только самые мощные и продвинутые производители, так как это сложный технологический процесс. Трубы без швов для производства рам могут предложить такие компании как REINOLDS, COLUMBUS, TRUE TEMPER, ORIA, TANGE и VITUS PRESTIGE. Все эти компании оставляют свое клеймо при производстве рам из бесшовных труб, оно обычно расположено под подседельную трубу.
Встретить баттинг на нашем велосипеде пока можно редко, примером служит Fuji Track 2015 Silver.
Процесс гидроформовки рам
Гидроформовка – новая технология для производства качественных алюминиевых рам.
В ходе технологического процесса создается металлическая форма, в нее вставляется круглая алюминиевая труба. В трубу закачивают горячее масло под давлением, затем она принимает заданную форму, происходит это под воздействием температуры.
Еще недавно, чтоб расширить сечение трубы, нужно было использовать сварочный аппарат. Для прочности в места, на которые дается наибольшая нагрузка приваривали дополнительный кусок алюминия. При помощи технологии гидроформовки, это не требуется, так как теперь можно создать любую по форме трубу. При этом труба будет бесшовной, что существенно увеличит ее площадь.