Линия цепи Chainline – важный параметр велосипеда.
Он определяется шириной узла каретки, а также угловыми и линейными размерами заднего треугольника. Эта линия показывает, какое расстояние должно быть от центра рамы для звезд системы, чтобы передний переключатель работал правильно и обеспечивал нормальное переключение передач.
Если длина вала каретки и система звезд не может обеспечить нужную величину линии цепи, то переключатель на переднем колесе не справляется со своей задачей. Значение Chainline измеряется в мм.
Обычно к каждой модели велосипеда, производитель указывает оптимальную Chainline. Эта информация указана в технических данных. Очень важно, при ремонте, прежде чем снять отработанные компоненты и заменить их новыми, измерить линию цепи и новые детали подбирать под нее.
Как измерить Chainline
Это несложно, чтобы узнать Chainline, нужно сделать всего 2 измерения. Оба в миллиметрах. А – это расстояние между внешней плоскостью большой звезды и левой кромкой подседельной трубы рамы, и В – расстояние между внешне й плоскостью маленькой звезды и правой плоскостью подседельной трубы рамы.
Величину Chainline высчитываем по формуле: ( в исходнике ее нет)
Например, после измерений имеем такие значения: А = 70 мм, В = 23 мм. Подставим в формулу значения, и получим такую линию цепи:
В зависимости от длины линии, необходимо подбирать звезды. Разница между величиной линии цепи рамы и той, что приведена для шатунов, не может быть более 0,5 мм. Выбрав новую Chainline, нужно купить шатуны с таким же показателем длины.
Скидпатч – что это
Скидпатч – это те места, которые больше всего подвержены трению при торможении на заднем колесе или скиде. Число скидпатчей зависит от отношения количества зубьев системы и кога. Чтобы их рассчитать, нужно знать угол между соседними скидпатчами.
Например, система 52/17, 17 скидпатчей, угол между двумя соседними скидпатчами = 360/17 = 21 градус, то есть, разница прохождения шатунов – 7 градусов. Если при движении у вас ноги «гуляют» в пределах полученных 7 градусов, то есть совсем чуть-чуть, то резина на велосипеде будет стираться равномерно. Соответственно, определенных мест с большим риском износа нет. Чтобы проверить это – нужно повернуть колесо на один скидпатч и посмотреть, как изменилось положение шатунов, на сколько они сместились. Нормальное значение – 8-10 скидпатчей.
Теперь более подробные расчеты.
В математике есть простые числа, то есть те, которые делятся только на себя и 1, 2, 3, 5, 7, 47, 53. Числа, которые можно один или несколько раз поделить на 2 – это составные. То есть, это 4, 16, 46 и т д. если система вашего велосипеда выполнена с простым количеством зубов, то скидпатчей будет максимальное значение – ровно столько, сколько зубьев сзади.
Количество Скидпатчей = Ког/НОД(Система, Ког), где
Ког — число зубов сзади.
Система — число зубов спереди.
НОД — максимальный общий делитель.
То есть, чем больше НОД для любой пары звездочек, тем меньшее число скидпатчей. Соответственно, резину придется менять чаще. Точно также, если система и ког взаимно просты, то резины долго сохранит свои свойства и будет стираться максимально равномерно. В этом случае количество зубов равно максимальному количеству скидпатчей.
Пояснения по расчетам на примерах:
Если Система = 46, соответственно у 46 есть ровно два делителя: 23 и 2, то, при
Ког = 15, Наибольший Общий Делитель 46 и 15 = 1 (15 не делится ни на 23, ни на 2), и количество скидпатчей равно 15.
при Ког = 16, НОД (46,16) = 2 (так как 16 четное) и количество скидпатчей Ког/2, т.е. 8.
при Ког = 17 всё по аналогии с ког = 15, и количество скидпатчей = 17 и так далее.
Т.е. для системы с количеством зубов = 46 количество скидпатчей не менее Ког/2, если Ког не равен 23.
Если Система = 47 (зубов), то так как 47 — простое число, НОД на практике (кроме случаев когда КОГ = 1 или 47) всегда равен 1. Т.е. система на 47 зубов — правильный выбор, с ней скидпатчей всегда будет максимум, т.е. столько, сколько зубов на коге.
Если Система = 48, то это очень злое число с кучей простых множителей 48 = 2*2*2*2*3. А это значит, что если ког делится на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12 и так далее, скидпатчей будет МАЛО.
Например:
48/16, НОД (48,16) = 16, а значит количество скидпатчей = 16/16, т.е. он один.
Остается применять коги с простым количеством зубов (13,17).
Если Система = 49, то это составное число = 7*7. Значит, что если Ког не делится на 7 (т.е. не 14 и не 21), то количество скидпатчей будет максимальным — и равным количеству зубов сзади.
Подводя итог, можно сказать, что звезда системы всегда стоит дороже, чем задняя звездочка, поэтому, нужно купить сразу правильную переднюю звезду и менять ког по надобности, не беря в расчет скидпатчи. Правильные передние звезды: 31, 34, 37, 38, 41, 43, 46, 47, 49, 53, 58, 59, 61, 62, 67.
Но не обязательно рассчитывать все эти значения самостоятельно, для велосипедистов предусмотрен специальный онлайн калькулятор: http://www.surpl