Горные велосипеды предназначены для сложных дорог, они отличаются высокой проходимостью. Такие велосипеды легко могут преодолевать грязь, болото, заснеженные дороги и горы. Однако, в слишком мягком грунте или снегу, велосипед, даже самый лучший, часто застревает. При чем выехать бывает достаточно сложно, это требует усилий и времени.
Для того, чтобы избежать подобной проблемы, нужно снизить давление колеса на грунт. Снизить давление можно только увеличив площадь колеса. Это можно сделать банальным увеличением диаметра колес, именно так и возникли найнеры. Найнер – это особый горный велосипед, который имеет посадочный диаметр 622 мм и толщину шин около 60 мм.
Но увеличение диаметра колес – неудобный способ, гораздо лучше будет сохранить стандартный диаметр, при этом увеличивая толщину покрышек до 100 мм. При этом, соответственно, увеличивается ширина ободьев до 60-100 мм. Велосипеды с таким размером покрышек уже давно существуют, их называют фэт-байками.
Что такое фэт-байк
Фэт-байк существует достаточно давно, но пока эта модель не распространена. Особенностью таких велосипедов можно назвать то, что разные модели таких байков имеют существенные отличия по конструкции. Главным отличием такого велосипеда от обычного являются утолщенные покрышки.
При увеличенных покрышках есть вероятность того, что она будет задевать цепь и мешать передвижению. Чтобы этого не происходило, нужно сдвинуть саму систему несколько вправо. При этом система не будет цепляться за раму, так как увеличится расстояние от плоскости байка до центра блока звезд системы.
Особенностью фэт-байка является каретка, длина оси которой составляет 145 мм, что на 25 мм больше типичной. Она также имеет увеличенную ширину корпуса. Чем больше покрышка, тем больше нужно увеличивать расстояние от плоскости до блока. Это возможно при использовании специально созданных систем, двойного типа.
Увеличение чейнлайна, расстояние от плоскости до блока, влечет за собой перекос цепи. Для нормальной езды его нужно ликвидировать. Можно просто сместить в правую сторону кассету, для этого используются 2 способа:
1. Задняя втулка сдвигается вправо на 17-28 мм, этот эффект достигается при использовании заднего треугольника рамы. При этом обод сдвигается влево, чтобы колесо осталось в нормальном положении. Это простой способ. Достоинством метода является то, что появляется возможность установить планетарную втулку. Кроме того, при изменении размера смещения, велосипедист может адаптировать транспортное средство для более широкой резины.
2. Второй способ подразумевает использование специальной задней втулки, ширина которой более 170 мм. При этом кольцо собирается классическим методом. Этот способ считается более правильным.
Для фэт-байков вилка велосипеда расширяется. В противном случае покрышка просто не поместится. Предлагается 2 варианта конструкции:
1. Использование жесткой вилки 29 дюймов, подойдет карбоновая с короной, под стандартную втулку. Главное, чтобы вилка была с широко расставленными ногами. При этом возможная ширина покрышек сильно ограничена.
2. Второй вариант конструкции – на переднее колесо устанавливается задняя втулка шириной 135 мм. При этом, в зависимости от структуры вилки, переднее колесо собирается со смещением обода или без него.
Давление в шинах нужно устанавливать аккуратно и внимательно, рекомендуемый диапазон – 0,5-2 атм. Слишком низкое давление приводит к тому, что шина сильно расползается. При этом, низкий показатель давления существенно улучшает проходимость на тяжелых грунтах, он поможет без труда выбраться из глубокого снега или грязи. При малом давлении шина не продавливает грунт, соответственно, не погрязает в рыхлой земле, велосипед легко движется по верхнему слою.
Особенностью такого велосипеда является и то, что структура фэт-байка очень похожа на найнер. Найнер имеет не такие широкие колеса. При необходимости на фэт-байк можно поставить колеса от найнера с тонкими шинами. Но, на особой раме фэт-байка, обычное колесо будет сдвинуто (при использовании втулок). Если же использована втулка 170 мм, смещение не возникнет. Чтобы этого избежать, придется делать выраженный зонт, у которого будут сильно отличаться длины. Зонт должен иметь разную силу натяжения спиц, но использование такой конструкции не рекомендуется, так как снижается прочность велосипеда. То есть устанавливать обычные колеса на фэт-байки не следует.
Фэт-байки могут справиться с любыми, даже самыми тяжелыми условиями. При этом, на обычной, ровной дороге, характеристики такого велосипеда уступают обычному МТВ, а вот при попадании в снег или грязь, байк явно вырвется вперед.
Несмотря на то, что фэт-байк считается зимним велосипедом, на действительно глубоком снегу он тоже увязнет. Кроме того, специалисты не рекомендуют долго ехать на минимальном давлении, в таком случае любая, даже самая лучшая шины, быстро выходит из строя. При движении по рыхлой почве следует использовать давление 0,5 атм, а при выезде на нормальную дорогу – поднять его до 1,5 атм.
Фэт-байки отлично проявляют себя и на льду, так как обеспечивают большую площадь соприкосновения. Даже шины без шипов неплохо движутся по обледеневшим участкам, но при езде по дорогам общего использования, следует использовать шипованные шины. Пока для такого велосипеда создан только один их вид, стоимость которого составляет 150 долларов - 45NRTH Dillinger 26x4.0 с 240 шипами. Цена достаточно высокая, поэтому можно сделать шипы на обычной резине самостоятельно при помощи специального набора. Этим методом нередко пользуются заядлые велосипедисты. Они также иногда используют другие виды резины, такие как 26х2,35" от Nokian и Schwalbe. Такая резина очень широкая, поэтому контакт с грунтом достаточно большой.
Как показывает практика, фэт-байки – это отличное средство для любителей ездить зимой или по бездорожью, но они отличаются достаточно большим весом. Вес шин более 2,5 кг, что в 2 раза больше, чем у обычного велосипеда. Существенный недостаток таких габаритов состоит в том, что если такое колесо раскрутилось, остановить его очень сложно. Фэт-байки также не предназначены для очень быстрой езды с резкими стартами.
Некоторые фэт-байки, на которые установлены колеса без смещения, можно легко переделать в найнер и использовать уже на любых покрытиях, так как традиционный фэт не подойдет для обычных передвижений по асфальту. Для создания найнера из байка, необходимо просто поменять колеса на 29 дюймов и установить амортизационную вилку.
Не только толстые шины помогут не вязнуть в рыхлых грунтах, но и очень тонкие. Шины 30 мм в толщины с нанесенным агрессивным рисунком легко проходят даже через самые сложные участки, так как не создают сопротивления. Однако, такие шины помогут только при движении через грязь, а вот на снегу или песке они увязнут.